Защитник Данияр Каиров дебютировал в КХЛ в 18-летнем возрасте, когда "Барыс" возглавлял Владимир Крикунов, а в прошлом году сыграл за сборную Казахстана на чемпионате мира в элитном дивизионе. Сейчас он выступает за "Алтай-Торпедо", но надеется, что лучшие игры ещё впереди.
- Данияр, удачно ли сложилась для вас предсезонная подготовка и как оцениваете свою форму сейчас?
- Летом во время отпуска поддерживал форму, ходил на кроссфит, а затем проходил сборы с "Алматы". Там выпал на неделю из-за пищевого отравления. Было тяжело опять восстановиться, войти в ритм. Подойти к сезону в хорошей форме не удалось. Свою нынешнюю форму не могу назвать оптимальной. Надеюсь, что лучшие игры впереди.
- Изменилась ли ваша игра по сравнению с прошлым сезоном? Какую игру от вас требуют тренеры - играть больше в обороне или же подключаться к атакам?
- Тренерский штаб требует выполнять свои прямые оборонительные функции, хотя иногда есть желание подключиться к атакам. Это ещё с детских лет, когда часто бежал вперёд атаковать. Но сейчас нужно строго выполнять установку главного тренера.
- Что можете сказать об уровне Чемпионата Казахстана?
- Команды отличаются в зависимости от того, как они укомплектованы. Те команды, где больше молодёжи, берут своим задором. Чемпионат омолодился, и это тоже сказывается на игре. В той же "Астане" есть ребята 2000 года рождения, цепляются за очки, молодцы.
- Если вернуться к первым шагам, то в каком возрасте пришли в хоккейную школу? Был ли выбор между шайбой и футбольным мячом, учитывая то, что ваш отец футбольный тренер?
- Сначала занимался футболом с ребятами 1991 года рождения, потому что не было набора 1994 года. Играл даже в воротах, в нападении, а вот в защите сыграть не удалось. Как-то увидев хоккейный матч, пришёл во дворец спорта, и, попросив у друга клюшку и коньки, начал заниматься хоккеем. Тогда мне было девять лет.
Начинал в четвёртом составе. Потом встал перед выбором - играть в первой пятёрке "Устинки" или же в четвёртой у Василия Васильевича (Васильченко, тренер "Торпедо-1994" - примечание). Я выбрал второй вариант. У нас все составы были боеспособными. Даже не знаю, почему из нашей команды мало кто пробился в большой хоккей, хотя было много перспективных ребят.
- В 2008 году "Торпедо-94" завоевало звание чемпиона Сибири и Дальнего Востока.
- Хоть и стали чемпионами своего региона, нас не допустили ко всероссийскому финалу с участием чемпионов других регионов. Возможно, и по-другому сложилась бы судьба нашей команды. Ведь наверняка могли бы попасть в поле зрения ведущих российских школ.
- Какой турнир или матч в детско-юношеском хоккее особенно отложился в памяти?
- Турнир на призы Евгения Паладьева в Усть-Каменогорске. Помню, как было много людей на трибунах, значимый был для нас турнир. Тем более что сам Евгений Паладьев приехал на турнир.
- Ваш первый тренер Василий Васильченко вывел в мастера Антропова. Есть фотография вашей команды 1994 года с Николаем. Помните тот его визит во дворец спорта?
- Да, конечно. Я сел возле Николая специально (смеётся). Мы тренировались, и знали, что Николай Антропов придет. После тренировки он раздавал автографы и сфотографировался с нами.
- В 2012 году вы уже пересеклись с Антроповым в "Барысе". Напомнили ему о той встрече?
- Я ему говорил о той встрече, но он сказал, что в деталях не помнит. Вспоминали с ним и Алексеем Литвиненко Усть-Каменогорск, делились весёлыми историями, связанные c нашим первым тренером.
- В 2011 году вас выбрал на драфте СКА. Как это происходило? Были ли после этого переговоры с руководством СКА?
- Я отрабатывал броски за дворцом спорта, в этот момент позвонила мама с новостью - СКА выбрал меня драфте. Я сразу же поспешил домой. Об этом ей сообщила мама Александра Акмальдинова, с которым мы занимались в одной команде с детства, а сейчас он играет в КХЛ. Для меня это было полной неожиданностью. В итоге "Барыс" и СКА произвели обмен.
- Вами интересовались и заокеанские скауты. Если не секрет, кто именно проявлял интерес?
- Да, вроде была заинтересованность. Но отец посоветовал остаться в Казахстане.
- Чем запомнилась первая игра в МХЛ? Ведь тогда уровень лиги был высоким - было немало ребят 1990-1991 годов рождения.
- Удалось забросить шайбу в ворота "Динамо-Шинника". Набросил от синей линии и попал. Очень хотел забить. Уровень команд был очень приличным. Мы попали в центральный дивизион вместе с командами Москвы и Московской области. У нас тогда собралась хорошая команда.
- КХЛ дебютировали при Владимире Крикунове. В какой момент прошло волнение во время первой игры в Ханты-Мансийске?
- Тогда не хватало лимитчиков. Мы поехали на выезд с Дамиром Рыспаевым. Боевое крещение состоялось в матче с "Югрой". В первом периоде не выходил на лёд, а во втором выпустили играть. Если не ошибаюсь, в паре с Алексеем Литвиненко. Даже упустил голевой момент. Конечно, волновался. По ходу матча, когда входишь в игровой ритм, волнение постепенно проходит.
- Что скажете о Владимире Крикунове как о тренере? Нагружал сильно?
- Когда начал тренироваться с командой, уже баллонов не было. Работали в жилетах. Он справедливый тренер. Для него не было авторитетов. Мог посадить на лавку ведущее звено. Если ошибаешься - наказывал.
- С кем из "барысовцев" тогда установились дружеские отношения? Может, кто-то опекал как молодого, подсказывал советами?
- Все ребята помогали, но больше всего общался с Талгатом Жайлауовым и Алексеем Литвиненко. Нас было несколько молодых игроков, мы должны были раньше всех приходить на тренировки.
- Владимир Крикунов известен своими нагрузками. Кто вас поразил своей физической мощью в команде?
- Трудно кого-то выделить. Обратил внимание, что североамериканцы больший акцент делали на велотренажёры, чем на железо. Сейчас их методика постепенно приходит в наш хоккей.
- Чему у них можно научиться?
- Броскам. Когда мы были в Америке, сразу бросилось в глаза их умение бросать точно и сильно. Хорошо играют в тело. Не важно, товарищеский матч или официальный. Стремление побеждать у них в крови.
- Чья техника среди одноклубников вызывала у вас особый восторг?
- Талгата Жайлауова, Романа Старченко, Никиты Михайлиса. Ещё можно многих назвать.
- А Константина Руденко?
- Его стиль ближе к североамериканскому. Он быстро бежит, бросает, хорошо играет в тело.
- Что помешало в дальнейшем закрепиться в "Барысе" и выступать в КХЛ?
- Хороший вопрос. Даже затрудняюсь ответить. Говорят, что у меня лишний вес. Но он не мешал мне раньше, нормально чувствовал себя на льду. Другой вопрос в боязни ошибиться. Ведь это означает, что в следующий раз играть не будешь. А когда доверяют, тогда игрок растёт. Ведь в том же новокузнецком "Металлурге" в основном играли свои молодые воспитанники, им доверяли, затем их приглашали ведущие клубы КХЛ.
- За вашими плечами юниорские, молодёжные чемпионаты мира. Какой из них особенно отложился в памяти?
- Все запомнились, ведь мы всегда завоёвывали медали. Жаль, что не вышли в элитный дивизион. Тогда разделили первый дивизион на две группы, усложнив задачу выхода в класс сильнейших.
- Зато чемпионат мира в Москве в 2016 году стал дебютным в элитном дивизионе уже на взрослом уровне. Какие впечатления остались от того турнира?
- Самые лучшие. Нашу сборную хорошо поддерживали болельщики, причём многие из числа местных. Особенно когда неплохо сыграли с россиянами. Организация турнира была на высшем уровне.
- Кто из игроков на чемпионате мира особенно запомнился?
- В матче с Чехией нас с защитником Ильёй Лобановым поставили в нападение, так как из-за травм выпали нападающие четвёртого звена. На вбрасывании противостоял Томашу Плеканецу, за плечами которого богатая карьера в НХЛ. Ещё был момент, когда мог забросить, но немного не повезло. Ещё запомнилась тройка Шипачёва, они хорошо играют в пас.
- Какой сезон можете назвать пока самым удачным в карьере?
- Когда ездил на Кубок Вызова в МХЛ, признавался лучшим защитником в команде и получил приглашение в "Барыс".
- Карьера какого хоккеиста вызывает у вас особое уважение?
- Александра Овечкина и Павла Дацюка, а среди защитников Эрика Карлссона из "Оттавы" и Виктора Хедмана из "Тампы". Когда он играл в "Барысе", спрашивал у него, в чём главное отличие КХЛ от НХЛ. Виктор сказал, что в КХЛ много пространства на льду, а в НХЛ нет времени на раздумье. Хедман очень здорово сыграл в "Барысе". Владимир Васильевич Крикунов ставил его в пример.
- Побывали во многих городах. Самый удивительный среди них?
- В Чикаго понравилось. Даже удалось посетить матч Кубка Стэнли.
- Кто является вашим самым близким другом не из мира хоккея?
- Самый близкий друг сейчас - это моя девушка. Много друзей из числа бывших хоккеистов.
- О чём мечтает Данияр Каиров?
- Хочу реализовать себя по максимуму, прежде всего в хоккее, а в будущем, может, и в другой сфере. А сейчас нужно приложить все усилия именно в хоккее.