Евгений Корешков - знаковый игрок для казахстанского хоккея. Уроженец Усть-Каменогорска и воспитанник местного хоккея, участник двух Олимпиад в составе сборной Казахстана принял главную команду республики 16 мая после ухода Эдуарда Занковца.
- Евгений Геннадьевич, до старта сезона осталось совсем не много времени. Как оцените готовность команды? Насколько игра "Барыса" близка к той, которую вы бы хотели видеть?
- Состояние команды на том уровне, на котором оно должно быть в это время. Мы провели лишь один турнир, сыграв на нём пять матчей. Как и все клубы, "Барыс" находится под нормальной, то есть тяжёлой нагрузкой. Но всё идёт по плану. Готовимся к турниру в Омске, после которого у нас останется три дня на окончательную шлифовку тактических действий перед первым матчем чемпионата со "Спартаком".
- У команды внушительный тренерский штаб. Кто и за что в нём отвечает?
- Алексей Кузнецов, в прошлом игрок "Барыса", работает с вратарями. Сергей Королёв занимается защитниками. Галым Мамбеталиев работает в основном с молодыми нападающими, так как у него большой опыт в этом деле. А Андрей Шаянов отвечает за физическую подготовку. Он же по ходу игры ведёт статистику, делает пометки по матчам, так как смотрит их с трибуны.
Потом мы всё обсуждаем вместе. Нет такого, чтобы два тренера закрылись в комнате и что-то решили. Каждый может высказывать свои мнения, предложения. Никогда не придерживался принципа: "Прав только я и никто больше".
- На Кубке Президента Казахстана "Барыс" выступил неудачно, заняв четвёртое место. Какую пищу для размышлений дал турнир?
- Есть моменты, которые необходимо подтянуть, и это абсолютно нормально. Для чего, собственно, проводят летние турниры? Чтобы выявить недочёты в тактическом рисунке, выявить, где у нас сбой, что требует улучшения. Мы всё это увидели, и уже на мемориале Блинова будем исправлять.
Надо работать над выходом из зоны, построением обороны, другими игровыми аспектами, всё перечислять не буду. Чтобы довести всё до автоматизма, требуется время. Возможно, на это понадобится и часть матчей чемпионата.
- Как вам новички-легионеры? Наверняка и Линдена Вейя, и Даррена Дица приглашали для того, чтобы они играли в лидирующем звене.
- Конечно. Если брать легионеров, то только на позиции лидеров, в ударные звенья. Конечно, они должны адаптироваться, поскольку играют теперь в другой стране, на других площадках. Кто-то преодолевает этот этап быстро, кому-то нужно больше времени.
Они уже освоились. И на льду, и вне льда у ребят хорошие отношения с партнёрами по команде. В плане самоотдачи на тренировках и в играх претензий к ним нет. Пашут на полную катушку. Уверен, всё встанет на свои места. По щелчку пальцев ничего не происходит.
- Почему выбор пал именно на этих игроков?
- Ребята молодые, Линден - 1991 года рождения, Даррен - 1993-го. Мы знаем всю их статистику, где играли и как. Смотрели нарезки моментов с их участием. Выбор был большой, но всё-таки остановились на них. Мы смотрим в будущее, надеемся на свою молодёжь, плюс берём на перспективу и канадских игроков.
То же самое с нашими игроками. К примеру, Дмитрий Шевченко и Алексей Маклюков хорошо провели сезон в "Динамо" из Балашихи, стали чемпионами ВХЛ. Команда была расформирована, а чемпионы нужны везде, пусть и Высшей лиги. Зато у них есть кубковая закалка.
- Тем не менее формирование команды ещё не закончено. Какого плана игрок не помешал бы "Барысу" прямо сейчас?
- Любой тренер как под копирку ответит на этот вопрос: и защитники, и центральные нападающие придутся ко двору. Пусть уж лучше в команде будет перебор хоккеистов, чем недобор. Ни в начале сезона, ни в середине или в его конце ни один тренер не откажется от хорошего игрока любого амплуа.
- В межсезонье "Барыс" лишился из-за травмы Романа Старченко.
- Да, это огромная потеря для команды, сейчас ведутся серьёзные переговоры по поводу того, кем его заменить. Но пока конкретных фамилий назвать не могу.
- Курс на омоложение - вынужденная мера?
- Она назревала давно. Омоложения требовал не только "Барыс", но и сборная Казахстана. Причиной, наверное, стал невыход в элитный дивизион на минувшем чемпионате мира, поэтому тянуть уже было нельзя. Оставь эту проблему без внимания и дальше - может случиться серьёзный провал.
Опять же, молодой игрок - понятие растяжимое. Молодой он и в 16 лет, и в 23 года. И если он в свои 23 играет не хуже, чем 32-летний хоккеист, то выбор будет в его пользу. Тем более если он воспитанник казахстанского хоккея. Однако он должен показать себя в условиях здоровой конкуренции, искусственно вводить его в состав никто не будет.
- Команда омолаживается, но тем не менее задачи перед ней стоят серьёзные?
- Их нам ещё огласят перед стартом чемпионата, после турнира в Омске. Но понятно одно - все 28 клубов ставят цель попасть в плей-офф. А дальше... Аппетит приходит во время игры. Мы и с молодой командой способны добиваться высоких результатов.
- Главная потеря "Барыса" в межсезонье - Брэндон Боченски и Дастин Бойд. Люди, с которыми были связаны успехи команды на протяжении последних нескольких лет. Можно ли отнести к ним расхожее выражение "незаменимых не бывает"?
- Уход этих игроков, безусловно, потеря. Распалась одна из самых результативных троек КХЛ. Мы очень благодарны каждому из них за тот громадный труд, который они проделали для "Барыса", для популяризации хоккея в Казахстане, неоценимый вклад в успех нашей команды. Но ротация состава случается абсолютно во всех лигах мира, поэтому да, незаменимых нет.
- На днях в "Барыс" вернулся Талгат Жайлауов. Он займёт место Романа Старченко?
- Скажу так, Талгата взяли под второе звено. Мы его давно знаем, уже работали с ним, опытный и мастеровитый хоккеист. К тому же болельщики "Барыса" его очень любят.
- Не вызывает ли у вас опасений вратарская линия? Ведь только Хенрик Карлссон имеет опыт в КХЛ.
- Пока и Карлссон, и молодой Сергей Кудрявцев нас устраивают. Сергей здорово показал себя на Кубке Президента. Поэтому надеемся на них обоих, а дальше уже будем смотреть. В конце концов, молодым вратарям тоже нужно доверять, давать понять, что на них рассчитывают. Иначе как растить новые кадры?
- По ходу тренерской карьеры на клубном уровне вы работали с Майком Кинэном, Андреем Назаровым, Эдуардом Занковцом, в молодёжной сборной - с Валерием Брагиным и Михаилом Варнаковым. Как каждый из этих специалистов повлиял на вас?
- Хороший вопрос. Всегда себе говорил и буду говорить, что я везучий человек. Мне повезло поработать с большими специалистами. К вышеперечисленным добавлю Геннадия Цыгурова и Валерия Белоусова. Все они - порядочные люди, все чемпионы. Очень многому у них научился и от каждого брал что-то. Допустим, Кинэн очень силён в психологии, настолько, что это действительно поражает.
- Что вам дали пять лет работы в тренерском штабе молодёжной сборной России?
- Работа в молодёжной сборной России, на мой взгляд, может приравниваться к работе в топовых командах КХЛ. Когда ты участвуешь в тренировочном процессе, играешь Суперсерии с канадцами - это такой материал, такая пища для роста тренера... Есть возможность видеть и перенимать все новые веяния хоккея, наблюдать за игрой сильнейших сборных мира. Я считаю, что успешный тренер учится всегда, и за эти пять лет я усвоил многое. Мне всё очень интересно.
- Вы дебютировали в качестве тренера со "Стальными Лисами" и дважды играли в финале МХЛ, взяли Кубок Харламова. Насколько эти результаты помогли вам в становлении и обретении уверенности?
- Добиться таких результатов помогла работа с Валерием Константиновичем Белоусовым. На закате своей карьеры я поиграл под его руководством, очень многому научился. Предсезонка, подход к игрокам, психология - многое подсмотрел у него.
Будучи игроком, порой про себя говорил, что я бы на месте Валерия Константиновича сделал, если бы был тренером. То есть уже тогда готовился к новой роли. Тренерские задания, упражнения, тактику проворачивал в голове, осмысливал, что-то переделывал на свой лад, оставляя на будущее.
- Что было самым сложным на первых порах при переходе от хоккеиста к тренеру?
- Переезды на автобусах по 12-15 часов давались тяжело. А с остальным... Я в хоккее с четырёх лет, поэтому довольно легко адаптировался к новой роли в этой игре. Всегда мечтал быть тренером, и в итоге оказался в своей тарелке.
- Что самое трудное в управлении командой?
- Подобрать игроков. А затем убедить их в том, что каждый из них может играть лучше, чем он думает. Можно сказать, это мой девиз. И заставить игрока понять его - задача не из лёгких. Игроков в команде много, и к каждому нужен индивидуальный подход.
- Назначение на должность главного тренера стало для вас неожиданностью?
- Скажу так, ждал этого шанса, хотелось поработать именно с родным казахстанским клубом, передать свой опыт игрокам, добиться чего-нибудь вместе с "Барысом", расти и прогрессировать вместе с ребятами. Поэтому рад новому вызову в карьере.
- После назначения ваш отпуск наверняка сошёл на нет, превратившись в подготовку к грядущему сезону?
- Отпуск нет, а вот сон точно! В целом отпуск прошёл хорошо, никто не мешал, я делал всё постепенно. Всё началось с формирования тренерского штаба, потом состава команды, затем приступил к плану предсезонной подготовки. Как показывала практика, это важнейшая и сложнейшая часть в сезоне. День за днём писал конспекты, весь отпуск.
- Если игрок дебютирует в КХЛ, то ему помогает справиться с трудностями поддержка тренера. А как быть вам? Откуда черпать энергию и уверенность?
- Энергией заряжаюсь от хоккеистов, от их горящих глаз, желания победить, что-то доказать. И советуюсь с братом Александром. Он, кстати, также входит в наш тренерский штаб. Обсуждаем с ним многое, спорим порой. Очень подпитывает, когда команда играет по заданию, и это приводит к победе. Плюс поддержка зрителей. Если она громкая, активная - это один из показателей успешности твоей тренерской работы.
- Какой результат в этом сезоне вас устроит?
- Хотелось бы преподнести нашим болельщикам большой и приятный сюрприз. Если это удастся, то такой результат меня устроит, так как играем мы, прежде всего, ради болельщиков. Никогда нельзя забывать об этом.