Вернутся ли в Усть-Каменогорск незабвенные времена, когда на всех хоккейных фронтах, вплоть до чемпионатов великой страны Советов за местное «Торпедо» выступали исключительно свои воспитанники.
Когда на международных турнирах самого высшего уровня, в том числе и на Олимпиаде в Нагано независимый Казахстан представляла команда одной раздевалки – с верховий Иртыша.
Сегодня «Устинка» наполовину состоит из легионеров, преимущественно российского разлива, но, есть и прибалты, словаки. Не сказать, что именно иностранцы в течение сезона являлись ударной силой нынешнего «Казцинк-Торпедо». Ключевая ответственность за судьбу того или иного матча фактически выглядела поровну.
Разве что в атаке чуть больше преуспевали иногородние новобранцы: Майер, Берников, Алексей Широков, а с начала декабря к ним добавился и Вадим Рифель, один из последних могикан той давней поры, волею обстоятельств в одночасье обретший статус легионера в родном клубе. Теперь коренной устькаменогорец, отслуживший во благо казахстанской шайбы добрых полтора десятка, на 34-м году жизни продолжает профессиональную карьеру германским подданным. А ведь болельщики, было, распрощались с самобытным форвардом-бойцом, когда на исходе прошлого сезона Вадим фактически выбыл из команды.
- Несмотря на то, что контракт со мной был прерван, со стартовых туров нынешнего чемпионата я постоянно находился с ребятами, - рассказывает Вадим. – Не пропустил ни одной тренировки. Если первый состав играл на выезде, занимался с фармом. Так что форму соответствующую поддерживал. И азартом борьбы был проникнут не менее чем те, кто бился на поле. Насчет «физики», правда, возникали опасения. Предсезонку в полном объеме не проходил. И матчи за «Казцинк-Торпедо-2», где в первых числах зимы начался для меня текущий сезон, давались тяжело.
- Что не помешало тебе в первом же выезде в трех поединках показать завидную результативность, набрав 5 баллов (3+2). И был признан абсолютно лучшим нападающим недели ВХЛ: как снайпер, как бомбардир, как самый полезный игрок.
- Не ожидал от себя такого. Но, надеялся, что сыграю, как умею. Получилось даже лучше. Ребятам спасибо, помогли.
- Что за бытовые проблемы едва не поставили крест на твоей дальнейшей хоккейной карьере?
- Возник вопрос по гражданской принадлежности к двум государствам. Понадобилось полгода, чтобы урегулировалась эта щекотливая ситуация. Теперь у меня только германский паспорт.
- Но, ты же уроженец Усть-Каменогорска.
- В 16 лет потянуло в Европу, когда в 90-е годы нелегко здесь складывалась жизнь. Подавал документы для оформления выезда на ПМЖ. Вызов пришел аж через 9 лет. Не так уже туда и рвался туда. Но попробовать свои силы в зарубежном хоккее все равно было заманчиво. По приезду буквально через месяц мне выдали документы гражданина Германии. Подписал контракт с клубом, где меня ждали. Во Фрайбурге. Команда выступала во втором дивизионе. Нацеливались на выход в Бундеслигу. Два сезона там провел. Постоянно выходил в первом составе, много забивал. Платили вполне прилично. Но, постоянно тянуло на Родину. Каждое лето приезжал в Усть-Каменоргорск. Обратно возвращался все с большей неохотой. Там совсем другой менталитет. Не для меня. Да и в хоккее не очень рады представителям постсоветского пространства. Больше привечают канадцев.
- А главное, рыбалка была не та.
- Совершенно точно. Я привык ездить далеко на природу, чтобы народа поменьше было, со своей компанией. Там себе такого не позволишь. Только в отведенных местах, да еще под присмотром. Тосковал по Зайсану, Черному Иртышу, Маркаколю. И во время очередного приезда летом в Усть-Каменогорск долго не раздумывал, когда предложили вернуться в «Казцинк-Торпедо». Тем более, что с зарплатой все стабилизировалось. Вся родня опять же здесь. Остался. И не жалею.
- Еще бы. В последовавшие затем 7-8 лет Вадим Рифель становится любимцем местной торсиды. До сих пор истинные поклонники не представляют команду без 7-го номера. На льду бесстрашному Вадиму нет равных подержать шайбу, побороться за нее в любой толчее, выцарапать и довести дело до броска. На ногах держишься, как боцман на корабле, невзирая даже на семибальную игровую раскачку страстей и эмоций. Да, увязаешь нередко в углах площадки, но, стягивая при этом на себя 2-3 соперников. Соответственно, простор для партнеров по атаке. Как тут не вспомнить звено Рифель – Трощинский - Огородников, блиставшее не так давно на устькаменогорском льду.
- Это лучшие партнеры за всю мою хоккейную практику. Три сезона подряд были неразлучны. Взаимопонимание с полуслова неизменно присутствовало не только в игре, но, и в отношениях за пределами дворца, в жизни. Пусть даже гола не забивали, но, само владение шайбой, атакующий порыв нам был в кайф. В этом сочетании мне удалось показать свой лучший бомбардирский результат за один сезон. Если не изменяет память, 49 очков набрал, по системе «гол + пас», 33 было с Максимом Беляевым. Меньше 20, в принципе ни разу не было.
- Так что совершенно не случайно твой свитер красуется под сводами дворца в ряду самых-самых. Как забивать-то любишь?
- Мои голы редко когда бывают красивыми. Болельщик их называют трудовыми. С добивания, подставить клюшку на пятачке. А вот буллиты моя слабость, не часто удаются. И еще. Каким бы ты не был суперзабивающим, в обороне должен отрабатывать не меньше, чем впереди. Потерял шайбу, выложись и не дай, чтобы она оказалась в своих воротах из-за тебя. Так приучили с детсва.
- Что такое вдохновение на льду?
- Много составляющих. Например, едва вышел на поле, сразу обыграл одного, сразу обыграл одного-другого, отдал на завершение и понял – дело пойдет. Важно как болельщик реагирует на трибунах. В Усть-Каменогорске едва ли не каждый второй держал клюшку в руках. Все видят и знают, как нужно действовать в том или ином эпизоде. Но, это со стороны. На поляне в пылу борьбы многое складывается иначе. Будьте снисходительнее. Какое уж вдохновение, если сверху раздраженный свист не умолкает.
- По штрафному времени у тебя показатели выше среднего.
- Могу завестись, зацепить, сдачи дать. Бывает и злишься, когда не получается обыграть. И тут не нужно рук опускать, обязательно получится в другой раз. Зубами ее нужно вырвать из борьбы.
- Таковы заповеди Вадима Рифеля старшего девятилетнему младшему Степану. Отцы то росли в экстремальных условиях.
- Самое главное, чтобы у нас было все в порядке со льдом. В день катались по два раза. Сейчас в неделю пять раз, бывает, не получается. По часу с небольшим.
- А ему нужна она, шайба-то?
- Лично я в детстве без хоккея не мог. Его отдал, чтобы ерундой во дворе не маялся. Особо не слежу, как осваивает азы. Валерий Павлович Кириченко, у кого он занимается, всему научит. Уже в турнирах выступают, вроде неплохо смотрится в нападении, убежать может, забить сходу. То сеть, не без задатков. Но, если хочешь чего-то добиться, твержу ему, работай над собой каждый день, через не могу, через не хочу.
- Тогда и отца можно превзойти. Напомним, в активе Вадима Рифеля – участие в молодежных чемпионатах мира (дважды), где казахстанцы обыгрывали даже самих канадцев. Неоднократные выступления за национальную сборную в мировых чемпионатах первого дивизиона, в предолимпийском турнире, в суперфинале континентального Кубка. Везде и всюду во славу торпедовского клуба. Никаких зигзагов в сторону, кроме Германии, по молодости.
- Звали когда-то в Тольятти, в Москву. Остаюсь верен Усть-Каменогорску.
- Два года назад рулевой «Бейбарыса» Александр Истомин на вопрос – как стать чемпионом, без колебаний ответил – дайте мне Рифеля. Выиграли все-таки западноказахстанцы «золото» и без устькаменогорца. Однако, чтобы удержать звание сильнейших и в нынешнем сезоне, главный тренер хоккейной дружины из Атырау вновь подтвердил – Вадим бы нам очень помог справиться с этой задачей.
- Разговор шел о переходе в «Бейбарыс». Я не против. Но, очень хочелось бы подержать в руках Кубок Братины. Не в этом, так в будущем году. Либо чуть попозже.
- Когда «Устинка» вернется к курсу на усиление своего потенциала собственными воспитанниками.
- Надеюсь, еще пригожусь.
- Да еще как. Иначе Ерлан Сагымбаев не позвал бы Вадима в Павлодар, где местный «Иртыш» отчаянно рвется к «золоту» чемпионата Казахстана. Ну как тут без кубкового гвардейца Рифеля?
Павел Фадеев
«Контакт спорт»