Нападающий "Снежных Барсов" Кирилл Панюков рассказал о том, как хоккей появился в его жизни, тренировках на открытых ледовых коробках, переходе на взрослый уровень и мечте попасть в НХЛ.
- Начнём с традиционного вопроса - как хоккей оказался в твоей жизни? Ведь в Астане в период твоего детства он только начинал развиваться, а о его популярности вообще сложно было что-то говорить.
- Хоккеем начал заниматься с пяти лет. Моя бабушка случайно увидела объявление в автобусе о наборе детей 1997 года рождения в хоккейную команду. Я пришёл, попробовал, мне понравилось. Два года учился стоять на коньках, так как не было тренера, который помог бы с этим справиться за более короткое время. Позже у нас всё-таки появился хороший тренер и я продолжил заниматься, так и втянулся. Мне нравится этот вид спорта: мужской, жёсткий, силовой.
- Но до того как бабушка увидела объявление, ты хоккеем не интересовался?
- Нет, как-то не пришлось. А потом стал смотреть матчи Суперлиги по телевизору почти каждый день, тогда ещё не было КХЛ. Постоянно смотрел обзоры, мне нравилось. Мечтал, что и я когда-нибудь смогу работать так же, как эти ребята на экране. Ходил на матчи "Барыса", когда он играл в чемпионатах Казахстана и России. Помню даже такую команду как "Кедр" из Новоуральска.
- Занимался ты в городской ДЮСШ. Расскажи, как это было, кто был твоим первым тренером?
- Первый тренер, который всегда мне помогает, подсказывает - Александр Николаевич Заводов. Я ему очень благодарен, научил меня многому. Позже к нему присоединился Тимур Зарыканович Ержепов. Сначала он тренировал "Торпедо-97", а потом переехал в Астану и работал с нами, за что ему тоже огромное спасибо.
С тренировками раньше было тяжело. Когда мне было лет 8-9, мы катались по четыре команды - 1995, 1995, 1996 и наш год - одновременно на льду во дворце спорта "Казахстан". Поэтому каждой команде доставалось по четверти площадки. В общем, было очень мало места. Но тем не менее с нас требовали результат, спрашивали: почему мы не выигрываем у "Торпедо"? Это с их-то тренировками на всей площадке. Кроме того, мы катались на улице, в школе №27 была ледовая коробка, где мы тоже занимались. Весело и свежо было. Так продолжалось долго, года три-четыре, пока не построили раскаточный дворец, в который мы переехали.
Но я не всегда занимался в ДЮСШ "Астана". Когда мне было лет 10, поехал в Уфу. Два года занимался там, но затем по семейным обстоятельствам пришлось вернуться. К счастью, от ребят в Уфе я не отставал и не уступал им. Хорошее время было. Как было классно заниматься на всей ледовой площадке, когда лёд не нужно ни с кем делить. К тому же иногда мы занимались на арене, где играет основная команда "Салават Юлаев". Ну вы понимаете мои эмоции в то время, да?
- Естественно. А можешь подробнее рассказать, как ты оказался в Уфе? Ведь не просто так тебе эта мысль в голову пришла.
- Мои родители познакомились с нападающим Максимом Богатыренко, благодаря ему я и поехал в Уфу.
- Вернёмся к Астане. Какой результат вы показывали по вашему году? Сказывалась ли нехватка льда на успехах команды?
- Да, особенно это было заметно в играх с "Торпедо-97" - чемпионами Казахстана по 1997 году. Тяжело было играть, особенно физически, но мы это компенсировали тренировками на земле, сборы были хорошие.
- А в школе не было проблем из-за хоккея?
- После того как я вернулся из Уфы - были. За полтора года в Уфе учёбу запустил, поэтому, когда вернулся в Астану, пришлось догонять. Сейчас вроде бы всё наладилось - школу закончил хорошистом, все госэкзамены сдал на "четвёрки". Сейчас учусь в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта.
- Как состоялся переход из юношеского хоккея во взрослый?
- Два года назад шестерых игроков из "Астаны-97" - меня, Алексея Киселёва, Илью Солодовникова, Ануара Танимова, Игоря Боровикова и Александра Токарева - позвали на сборы со "Снежными Барсами". Затем кого-то оставили в "Снежках", кого-то вернули в ЮХЛ по году своему играть, а меня взяли в "Номад".
В тот год в "Номаде" главным тренером был Александр Анатольевич Высоцкий и тренером Андрей Романович Яуфман. Они всегда подсказывали, показывали, направляли. В общем, помогали во всём, говорили, как действовать правильно, чтобы не ошибаться. И если я играл верно - они доверяли мне, давали больше игрового времени. И у меня всё постепенно стало получаться.
- Первые смены против взрослых, опытных хоккеистов наверняка помнишь. Потрясывало?
- Конечно, мы все живые люди, все переживаем. Не буду врать - волновался. Но мне подсказали, что нужно пару раз вывести шайбу из зоны, продолжить атаку, воткнуться в игрока и затем пройдёт волнение, игра пойдёт.
- Чему ты научился за два года, проведённых в чемпионате Казахстана? Не так много игроков твоего возраста могут похвастать такой статистикой, играя против взрослых команд.
- Во взрослом хоккее, прежде всего, меня научили играть грамотно и правильно в обороне, как нужно располагаться, выбрать позицию, брать броски на себя, как выводить шайбу из зоны, и многим другим игровым нюансам. Тут нельзя не отметить заслугу Юрия Владимировича Михайлиса и Георгия Нодариевича Верещагина. Они мне очень помогали, доверяли, даже давали возможность играть в первом составе - в моём-то возрасте и при таком количестве игроков постарше! Я приобрел небольшой опыт, начал набирать очки, самое главное - стал чувствовать, что я тоже полезен команде. Партнёры у меня были хорошие - Булат Хамматов, Ярослав Евдокимов, Александр Павлинич. С ними грех не забивать.
- Так как ты был один из самых молодых в "Номаде", наверняка на тебя ложились дополнительные обязанности?
- Ну да, как и положено всем молодым - собирал шайбы, таскал магнитофон, загружал баулы, следил за клюшками, за мячом следил, чтобы его не забыли после разминки.
- После битв со взрослыми клубами, где почти 80 процентов состава опытные хоккеисты, со сверстниками в МХЛ тебе должно быть легче, не так ли?
- Согласен. Всё-таки в чемпионате Казахстана играют мужики, а они посильнее, мощнее, в силовой борьбе лучше. Но и в МХЛ есть свои сложности. Здесь хоккей быстрый, поэтому нужно быстрее принимать решения на льду, моментально включать голову, выдерживать темп игры. Поэтому хорошо, что у меня есть возможность поиграть и там, и здесь.
- Календарь в МХЛ немного своеобразный - есть две большие паузы в октябре и декабре. Как думаешь, чем их заполнять?
- Думаю, в таких паузах нужно работать над индивидуальными пробелами, ну и отрабатывать всё, что не получается у команды в играх. Ведь всегда есть над чем работать, совершенствовать.
- А из игрового ритма такие перерывы не выбивают?
- В принципе, нет. Но в этих паузах, думаю, у нас будут товарищеские матчи и игровые тренировки. Так что будем в тонусе, и это не будет особо влиять.
- В прошлом сезоне в МХЛ 8 из 10 команд выходили в плей-офф, в этом году- 4 из 8. Справедливо ли это?
- Справедливо. Считаю это правильным решением. Повышается конкуренция, мотивация на игру более серьёзная - надо в каждом матче играть только на победу, так как будет важно каждое очко. Жаль, что в регулярном чемпионате всего 42 матча. Мне кажется, этого мало, хочется играть больше. Но изменить ничего нельзя, нужно выходить на каждый матч как на последний бой и выигрывать.
- О нагрузках в "Снежных Барсах" ходят легенды. Что ты скажешь по этому поводу как очевидец?
- Нагрузки тяжёлые, но не так страшны, как говорят. Мы справляемся, работаем, кто-то ещё потом дорабатывает, занимается самостоятельно. Если силы есть работать самостоятельно, значит, все нагрузки в пределах разумного.
- Какое упражнение ты больше всего не любишь?
- Наверное, баллоны. Но на этой предсезонке они были не так часто, к счастью.
- Перед стартом сезона в истории "Снежных Барсов" было яркое событие - команда впервые принимала участие в играх на молодёжном Кубке мира. Расскажи об этом турнире.
- Хороший турнир. Каждая команда, которая участвует в нём, выносит для себя большую пользу, так как есть возможность посмотреть, как играют соперники из хоккейных школ разных стран.
Мы выходили на каждый матч как на последний бой, и так со всеми командами. Но где-то нам не хватало везения, где-то терпения. Может быть, иногда в характере уступали, в технике, поэтому иногда ошибались, проваливались, но делали выводы.
После каждого матча делали детальный анализ каждой игры. Несмотря на обидные поражения, мы со всеми боролись до конца, и на фоне других команд не выглядели слабее. Такой опыт, пусть он и немного отрицательный, но очень полезный. Ведь самое главное в молодёжных турнирах - это не титулы, а то, что ты приобретаешь в таких играх, так как в молодёжном хоккее мы ещё учимся, набиваем шишки.
- В таком случае какой матч был для тебя самым поучительным?
- Наверное, с командой из США "Чикаго Стил". Они очень быстро играют и принимают решения. Защитники у них хорошо катаются и бросают точно, блокируют броски, подставляя себя под них. Лично я для себя взял это на заметку. Нужно поучиться тому, как они играют в точный, короткий пас, бегут друг под друга, открываются, бросают с ходу, подстраиваются под шайбу.
- Как оценишь старт "Снежных Барсов"? Неудачное начало, но весёлое продолжение.
- Не зря ведь есть выражение: первый блин комом. Вот и у нас ком получился, но тут страшного ничего нет. Мы сделали выводы, провели работу над ошибками, немного перестроились и, как видите, игра пошла.
- Следишь ли ты за "Барысом"?
- Конечно, когда получается, смотрю игры и обзоры, наблюдаю, как играют молодые хоккеисты, что у них получается, в чём испытывают трудности, и мотаю на ус. Иногда наблюдаю за североамериканской пятёркой, как они разыгрывают шайбу и понимают друг друга.
- Сегодня молодым игрокам сложно закрепиться в основной команде или наоборот?
- Если работать, набирать очки, правильно действовать, показывать игру на хорошем уровне, в общем, быть заметным на льду, то, конечно же, на тебя обратит внимание тренерский штаб основной команды. Тем более нынешний тренерский штаб "Барыса" постепенно даёт больше играть молодым, внимательно следит за результатами "Номада" и "Снежных Барсов". Главное - усердно работать, и ты получишь свой шанс.
- Если доведётся продолжить карьеру в КХЛ или НХЛ, то где бы хотел играть?
- Конечно же, в НХЛ. На данный момент это лучшая лига в мире. Слежу за играми, смотрю видео обзоры, мечтаю попасть в "Детройт Ред Уингз".
- Почему многие хоккеисты называют именно эту команду?
- Скорее всего, потому что там играет Павел Дацюк, многие мечтают с ним сыграть. Он талантливейший распасовщик и центрфорвард.
- Помимо Павла Дацюка есть хоккеисты, стиль игры которых тебе импонирует?
- Тайлер Сегин из "Далласа", Ти Джей Оши и Владимир Тарасенко из "Сент-Луис Блюз", Райан Йохансен из "Коламбуса". В общем, техничные хоккеисты.
- Твои главные болельщики - это, конечно, семья. Расскажи о ней.
- Мой самый главный болельщик в семье - это дедушка. Он чаще всего приходит на игры, подсказывает мне, как и что делать. Он у меня не хоккеист, но говорит, что понимает, как нужно действовать, поэтому даёт мне советы и говорит: "Играй так, чтобы твоя фамилия постоянно звучала на арене". И, к слову, зачастую он говорит правильные вещи, когда что-то не получается, он говорит, что именно нужно делать, и бывает прав.
Родители из-за занятости на работе приходят на хоккей реже, но всё любят хоккей и, конечно же, болеют за меня. Мне кажется, у меня идеальный вариант взаимоотношений с родителями. Бывает очень часто, когда они пытаются детям советовать за тренера, указывают, что и как делать, даже дают советы тренерам. У нас не так. Я считаю, это очень хорошо, то есть семейный ужин у нас не превращается в разбор полётов с наставлениями. Да, мы обсудим игру, и это, в принципе, всё.
- А в хоккее есть место дружбе?
- Да. Наверное, самый близкий мне друг - это Алексей Киселёв. Несмотря на то, что по характеру и поведению мы полные противоположности. Но мы давно играем вместе, причём в одной пятёрке.
- Что бы ты пожелал себе в будущем?
- Здоровья, работать и добиваться всех целей, которые я перед собой поставил. Думаю, каждый хоккеист мечтает попасть в НХЛ, поэтому желаю себе туда попасть. Сделаю для этого всё, что от меня зависит. Ведь возможно всё, даже невозможное. Главное - верить в себя!