В НХЛ не так уж и много хоккеистов с казахстанскими корнями. Лишь Николай Антропов играл за сборную Казахстана в 2006 году. Все остальные имеют гражданство других стран. Один из тех, кто не забывает о своих корнях, — это 24-летний Антон Худобин, чемпион мира среди юниоров в составе сборной России, ныне пребывающей в статусе запасного голкипера клуба «Миннесота Уайлд».
Совсем недавно хоккеист, впервые вышедший на лед в Усть-Каменогорске, подписал новое соглашение со своим клубом, после чего поехал отдыхать в Магнитогорск, где живут его родители.
В этот город семья Худобиных перебралась больше десяти лет назад из-за маленького Антона. Ему тогда было 13 лет, и он подавал большие надежды. Любопытно, что инициатором переезда был Андрей Шаянов, бывший главный тренер «Барыса» и сборной Казахстана. Теперь уже ясно, что смена обстановки благоприятно сказалась на карьере мальчика из Казахстана. В интервью Sport&KS наш человек в НХЛ вспоминает баурсаки, дает рецензию на фильм Бората и книгу Дэйва Кинга, а также благодарит Андрея Шаянова за все, что тот для него сделал.
— Антон, воспитанником какой школы — магнитогорской или усть-каменогорской — вы себя считаете?
— Ну как сказать? Все-таки в Магнитогорске началось все самое интересное в хоккее — чемпионат России, первый финал, настоящий профессиональный уровень. По сути, хоккеистом я стал здесь, в Магнигорске. Но и Усть-Каменогорск мне дал очень многое. Играть в воротах я начал там, и тренеры в меня очень много вложили. Технику мне ставили, с тактикой я тоже познакомился в Устинке. Так что я ни один из городов не сбрасываю.
— Вы уехали из Казахстана довольно рано — в 13 лет. Что осталось в памяти о нашей стране?
— В 13 лет запоминаешь только приятное. Помню великолепные горы, озера, куда мы ездили отдыхать. Город мне тоже очень нравится — чистый, зеленый, уютный. Ну и хоккей помню. Тренировки в ледовом дворце, сборы, как игры смотрели по телевизору. Вот такие детские воспоминания. В Усть-Каменогорске не был уже три года — надо съездить, освежить память.
— Бешбармак, баурсаки помните?
— Это само собой. У меня бабушка их готовила. С папиной стороны у нас много родственников. Мы всей семьей собирались у бабушки в деревне по выходным. Они с дедом готовили, как на целую армию. Ездили на речку купаться, плавать я там научился. Вот такое детство.
— Казахский язык учили?
— Учил. Только помню отдельные фразы, которые лучше в интервью не упоминать.
— Мы тут прочитали статью про вас из американской газеты Naples Daily News. Там пишут, что ваша семья «ощущала дыхание войны в Афганистане» и поэтому уехала из Казахстана. Что это могло бы значить?
— Ну вот, напридумывали американцы всякую ерунду. Я тоже читал и удивлялся. Якобы мы жили недалеко от линии фронта, Афганистан рядом и так далее. Всякая чухня, одним словом. Я потом разговаривал с журналистом. Спрашиваю его — друг, какая линия фронта? Где война проходила, ты знаешь? Где Афганистан находится, на карте видел? Налепили от души. Я тогда играл во Флориде. Прочитал статью, пошел с газетой к тренеру. Говорю — надо что-то делать. Клуб вышел на газету, передо мной извинились, просили дать интервью. Но я решил с ними не общаться. А статью перевели и разместили в российском Интернете.
— Вообще человек из Казахстана вызывает большой интерес в США?
— Там многие не знают, что такое Казахстан. Называют Казакистан, глупые вопросы задают. Вообще у многих американцев есть представление, что есть такая штука — Европа. А все, что дальше, им неизвестно. А некоторые американцы даже не знают названий других городов США. Первые два года меня с сочувствием спрашивали — «Как вы там вообще живете?». Потом еще вышел фильм Бората. Я, честно говоря, устал объяснять, что Усть-Каменогорск и Магнитогорск — это нормальные города, в которых живут нормальные люди, и вообще картину снимали не в Казахстане и говорят актеры не на казахском языке. Кино вообще не про Казахстан. Короче, неправда.
— В Усть-Каменогорске, кроме того, живут самые красивые девушки — так, по крайней мере, говорят многие хоккеисты.
— Я с ними соглашусь. Столько красивых девушек нет ни в одном другом городе. Но я думаю, Усть-Каменогорск известен не только красивыми девушками, но и своим хоккеем.
— Сколько вас тогда уехало вместе с Андреем Шаяновым в Магнитогорск?
— 12 человек. Две пятерки и два вратаря. Все ровесники. Только Сережка Худяков на год младше.
— Где ваша семья остановилась после переезда?
— Сначала снимали квартиру. Потом клуб выделил служебное жилье. А три года назад я уже смог купить собственную жилплощадь.
— Денег хватало?
— Не жаловались. Потом еще лет в 15 начали платить мне в клубе. И каждый год поднимали зарплату. В общем, нам хватало.
— Получается, родители пожертвовали всем ради вашей карьеры.
— Да, именно так и получилось. Я очень благодарен своим родителям. Конечно, ехали мы с опаской. Никто не знал, что там нас ждет. Самый главный вопрос — а смогу ли я заиграть на взрослом уровне? Так что рисковали, конечно. И большое спасибо моей семье — они сделали все, чтобы я стал профессиональным спортсменом.
— Чем они сейчас занимаются?
— Отец работает в ледовом дворце Магнитогорска с молодежной командой. Когда мы только приехали, он устроился на эту работу благодаря Андрею Викторовичу (Шаянову — прим. авт.). Папа доволен — он очень любит хоккей. А мама сидит дома.
— Как они вас отпустили в Канаду одного?
— Без проблем отпустили. Мне уже 19 лет было, не мальчик. Я там год отыграл, подучил язык — ходил в специальную школу. Потом вернулся, поиграл дома и снова уехал. В принципе, выбор был такой — или я играю в суперлиге хотя бы матчей 10–15 за сезон или уезжаю. Уровень фарм-клуба я перерос. Чтобы не стоять на месте, надо было что-то решать. Мне повезло. У меня уже был агент, который помог устроиться в команду с хорошим тренером. Я бы мог остаться в Магнитогорске. Но там всегда была высокая конкуренция в команде, стояли высокие задачи, приглашали вратарей-иностранцев. Пробиться было очень трудно.
— О Магнитогорске и «Металлурге» весь мир узнал благодаря книге бывшего тренера «Магнитки» Дэйва Кинга. Вы ее читали? Много неправды написано?
— Я читал ее на английском языке. Конечно, у иностранцев, которые приезжают в Магнитогорск, металлургический комбинат вызывает страх. Им нарассказывают, что он загрязняет воздух, и они это дальше разносят. Меня тоже в Америке спрашивали, правда ли, что в Магнитогорске абсолютно нечем дышать, вроде того, что люди ходят в противогазах. Ну ерунда, короче. Мы здесь выросли, мы все дышим этим воздухом, никто не жалуется. Еще Кинг удивлялся, что здесь дети попрошайничают на улице. Мне кажется, это есть во всех городах России и Казахстана. Конечно, что-то преувеличено. Но мне сложно судить. Когда Дэйв приехал в команду, я как раз улетел в Канаду играть. Его книга стала хорошим «пиаром» для Магнитогорска. Хотя и раньше про наш город знали благодаря комбинату и хоккею.
— Тренер Андрей Шаянов, с которым вы уехали в Магнитогорск, вернулся в Казахстан и сделал неплохую карьеру, даже возглавлял сборную. Многие так и не поняли, в чем его сильные стороны. Можете рассказать?
— Я с ним в команде мастеров не работал. Но по юношам мы вместе выигрывали чемпионат России. У нас были простые парни в команде. Не так, как в ЦСКА, где собирали «звезд» юношеского хоккея. А мы их обыгрывали. И Шаянов уже тогда умел находить подход к каждому игроку. Детские тренеры ругаются, кричат. А он подходил и объяснял — Антон, ты должен делать вот так. И все понимали. И мы уже тогда чувствовали, что нас тренирует настоящий профессионал. Мы могли проигрывать со счетом 0:3, 0:4 по ходу матча, а Андрей Викторович в перерыве объяснял, что мы делаем неправильно. И все менялось. Человек досконально знает хоккей, при этом умеет найти подход к людям. Шаянов — один из главных наставников в моей жизни. С 7 до 17 лет я тренировался под его руководством. И вратарем я стал благодаря ему. Мы играли против более взрослой команды, я тогда был защитником. И несколько раз отбил шайбу, летящую в ворота. Правда, и от меня она туда залетала. Ну, после матча Андрей Викторович сказал: «Может, вратарем будешь?». Так и получилось. И сюда, в Магнитогорск, он меня привез. И в юниорскую сборную я попал под его руководством, и турниры выигрывали, и лучшим вратарем меня признавали — все это под его руководством.
— Поддерживаете связь сейчас?
— Не созваниваемся, если честно. Может, сыграю как-нибудь против команды Андрея Викторовича, если вернусь в Россию. Привет ему передавайте от меня.
— Уже есть планы покинуть НХЛ?
— Я подписал новый контракт со своим клубом. Сейчас я — третий вратарь. Думаю, этот год будет для меня очень важным. Я не рассматриваю варианты, получится у меня или нет. Буду тренироваться с хорошими мыслями и ждать своего шанса. Цель сейчас одна — пробиться в основной состав.
— Если вас неожиданно позовут играть в Казахстан, не отказывайтесь сразу, подумайте.
— Конечно. Вообще не загадываю. Как загадывать, если играешь в хоккей? Может быть, вернусь в Россию. Может быть, вернусь в Казахстан. Может быть, когда-нибудь усть-каменогорское «Торпедо» будет играть в КХЛ и меня пригласят в команду. Почему бы и нет? Я не против сыграть за родной Усть-Каменогорск!
Антон Валерьевич Худобин (родился 7 мая 1986 года в Усть-Каменогорске) — вратарь, воспитанник усть-каменогорской школы хоккея с шайбой, в данный момент — голкипер клуба НХЛ «Миннесота Уайлд».
Антон Худобин был основным вратарем сборной России по хоккею на юниорском чемпионате мира 2003/2004, по итогам которого российская дружина завоевала золотые медали. Провел на льду все 6 встреч без замен, а в матче со сборной Финляндии Антон на 60-й минуте даже забил шайбу в пустые ворота соперников. Вошел в символическую сборную турнира.
В сезоне 2004/2005 состоялся дебют Худобина в чемпионате России по хоккею с шайбой в составе магнитогорского «Металлурга».
На чемпионате мира по хоккею с шайбой среди молодёжных команд 2004/2005 Антон вновь был основным вратарем сборной России, на этот раз россияне оказались вторыми.
Сезон 2005/2006 впервые провел за океаном, в Западной хоккейной Лиге — юниорской хоккейной лиге Западного побережья Северной Америки. Там также являлся вратарем «основы» одного из ведущих клубов этой лиги — Saskatoon Blades.
На чемпионате мира среди молодёжных команд 2005/2006 Худобин в очередной раз стал вратарем № 1 российской сборной. Второй год подряд молодые российские хоккеисты завоевали серебряные награды, уступив в финале ровесникам-канадцам.
Следующий сезон Худобин провел в первенстве России, вернувшись под знамена «Магнитки». Команда выиграла первенство, на долю Антона досталось 16 игр в «регулярке» и 3 в «плэй-офф».
После этого последовал трехлетний вояж Антона по различным клубам Северной Америки — Houston Aeros, Texas Wildcatters, Florida Everblades. В 2010-м был приглашен сыграть в матче «всех звезд» Американской хоккейной лиги.
Долгожданный дебют в Национальной хоккейной лиге состоялся 4 февраля 2010-го в домашнем матче «Миннесоты» против «Эдмонтона». Заменив при счете 2:2 во второй половине третьего периода основного голкипера Джоша Хардинга, получившего повреждение, Антон отразил все 9 бросков в свои ворота, игровой отрезок с его участием команда выиграла со счетом 2:0, а матч со счетом 4:2.
6 февраля 2010-го в Сент-Поле сыграл свой первый и пока единственный полный матч в НХЛ против «Филадельфии». Отразив 38 бросков из 39, Худобин помог победить своей команде со счетом 2:1 и был признан первой звездой встречи.
С апреля 2010-го Антон Худобин — игрок национальной сборной России по хоккею. Первый матч в составе основной российской команды провел 2 мая против сборной Чехии на Шведских хоккейных играх, в рамках финального этапа Хоккейного Евротура 2009/2010.
Автор: Михаил Козачков (Республиканская газета «Sport&KS»)