Если бы Владимир Антипин ничем другим не запомнился кроме золотого гола в финале Евролиги, одного этого оказалось бы достаточно, чтобы войти в историю. Но это ведь был лишь один момент, пусть очень яркий - других знаковых эпизодов в богатой на события почти 20-летней карьере легенды казахстанского, да и российского, конечно, хоккея, тоже было немало.
Антипин на рубеже веков был одним из сильнейших защитников, за это говорят и два "Золотых шлема"-1998 и 1999, и два чемпионских звания (правда, с разницей в пять лет), и выступления за сборную Казахстана, подъему которой в класс сильнейших Владимир Юрьевич очень деятельно способствовал.
В разряд "тех самых моментов" вряд ли войдет тот, когда Володя Антипин в четвертьфинале олимпийского Нагано-1998 вроде как непочтительно обошелся с Уэйном Гретцки, чему сильно возмутились родоначальники хоккея, и вообще все почитатели "лучшего из лучших". Великий был близок завершению карьеры, эти Игры, открывшие новую эру в истории, были его последним шансом завоевать олимпийское золото, а тут на пути дождавшейся своего Канады вдруг встали какие-то непонятные, да еще сильно ершистые казахстанцы, полтора периода бившиеся без оглядок на авторитеты. Однажды Антипину вроде бы напомнили, что он тогда поступил не понятиям, на что Владимир Юрьевич ответствовал в том духе, что ни у кого слово "Великий" на лбу не написано, а в игре некогда присматриваться, кого можно задеть, а кого нельзя, здесь все равны. Не ручаюсь за достоверность, но что Антипин мог и поступить, и ответить именно так, я ничуть не сомневаюсь. Тот матч, который главные фавориты в конце концов выиграли, кстати, в чем-то предвосхитил итоговую японскую неудачу звездных "Кленовых листьев".
Володя Антипин не боялся на льду никого и ничего, ему не надо было это демонстрировать и чего-то из себя изображать - он таким был, и неважно, против кого он выходил, коленки у него не дрожали, будь в соперниках вполне себе еще мощный ЦСКА самого начала 90-х, или та же супер-пупер Канада конца этого странного десятилетия. С десятилетием родившимся в начале 70-х не сильно повезло, но это как посмотреть - кто-то не сильно подстраивался под эти идущие вразнос годы, а подстраивал ситуацию под себя. Конечно, надо было еще и немножечко удачи, чтобы реализоваться и воплотить в жизнь хотя бы часть своих мечтаний.
Так вот, этой самой большой удачей для вошедшего в самый хоккейный возраст защитника Владимира Антипина, спокойно игравшего в Чехии за "Ческе Будейовице", стало неожиданное приглашение в Магнитогорск. Конечно, он знал, что за "Магнитку" играют его замечательные бывшие партнеры по усть-каменогорскому "Торпедо", что главным тренером стал Валерий Белоусов, что клуб делом подкрепляет чемпионские амбиции, но все равно срываться с места при действующем контракте было непросто. Но они все-таки сорвались, и один из столпов "Магнитки" Геннадий Величкин не без ностальгии вспоминал, как встречал Антипиных в аэропорту - взрослые катили чемоданы, а Величкин нес на руках маленького спящего Витю. Да, время летит со скоростью шайбы - уже и талантливейший Виктор Антипин переходит в разряд ветеранов, а тогда еще перезагрузка Антипина-старшего в "Металлурге" была под вопросом.
Тогда он, конечно, выдал сумасшедший стартовый сезон с началом в виде пяти заброшенных шайб в пяти матчах. И, потихоньку добираясь до Того самого гола, не лишне напомнить, что именно шайба Владимира Антипина во многом обеспечила "Магнитке" первое в ее истории серебро-1998 - с тем же успехом медали мог взять ярославский "Локомотив", если бы выиграл в Магнитогорске, он и вел в счете почти до самого конца, пока Антипин не разрядил свою пушку и не принес спасительную для хозяев ничью. И был еще дубль в решающем матче финальной серии Кубка МХЛ с принципиальнейшим соперником в лице московского "Динамо", больше в плей-офф лучший защитник-снайпер сезона не забивал, он вообще каким-то чудом едва восстановился после травмы, но во многом сделал результат, причем в Москве.
Щелчок у Антипина был эталонный. Замах не поражал устрашающей амплитудой, все решали быстрота, резкость, неожиданность и сила - при этом шайба, как правило, отправлялась именно в ту точку, куда мгновенно направлял ее защитник. Такой бросок не натренируешь, это от природы, можно только закрепить и держать уровень. Естественно, арсенал Антипина не ограничивался снайперскими навыками - в той "Магнитке" и без того хватало и бомбардиров, и снайперов, но вот когда соперник перекрывал грозную линию атаки и лишал ее воздуха, умения бывшего центрфорварда (а до 17 лет Антипин играл в нападении) приходились очень кстати.
Конечно, решающий момент февральского финала Евролиги 1998-1999 по любым рейтингам - в десятке самых драматичных эпизодов в отечественном хоккее. Приведший к голу шальной бросок динамовца Андрея Маркова от своих ворот за восемь секунд до финальной сирены при счете 1:0 в пользу "Металлурга", отчаяние Бориса Тортунова, захлестнувшее всю команду - но только на миг, потому что финал та "Магнитка" отдать не могла, и домашняя заготовка в начале овертайма после первого выхода на лед четвертого звена с выигранным Андреем Разиным вбрасывания под бросок Антипину - тоже уже стала классикой. Как вспоминал Тортунов, после золотого гола Антипин примчался к своим воротам и успел до кучи-малы крикнуть Боре, что эта шайба - для него. Сильный, конечно, был момент, погрузивший "Лужники" в тишину.
Нет, Володя Антипин не был сильнейшим защитником "Металлурга", если брать всю сумму необходимых классному оборонцу качеств - те же Андрей Соколов и Игорь Земляной, его партнеры еще с усть-каменогорских времен, были, пожалуй, посильнее. Но по атакующей мощи и энергетической заряженности во всей суперлиге мало кто мог с с Антипиным сравниться. И как знать, убеди Антипин Белоусова в том, что инстинкт победителя им не потерян - глядишь, и послужил бы Владимир Юрьевич как игрок магнитогорскому хоккею еще несколько лет, и тогда точно бы стал бесспорной легендой клуба. Но он ушел через три феерических года, чтобы вернуться сюда же за Кубком уже в составе ведомого Белоусовым омского "Авангарда", такие вот повороты судьбы.
Антипину было уже 34 года, после "Магнитки" больше сезона он нигде не задерживался, и в том чемпионском "Авангарде"-2004 - тоже. В том же году он вернулся в сборную Казахстана, чтобы пройти с ней в итоге 17-летний, пусть и с большим перерывом, путь от первого матча в 1993-м с экзотической сборной Австралии до последнего против сборной Беларуси в 2010-м, когда ведущему защитнику исполнилось уже 40 лет. Наряду с братьями Корешковыми Владимир Антипин стал единственным в сборной Казахстана хоккеистом, забивавшим голы на двух Олимпиадах, он бился за сборную на девяти чемпионатах мира, в том числе на четырех в высшем дивизионе. В клуб Вячеслава Фетисова, причем в первую десятку, он вошел по ходу своей долгой и незаурядной карьеры, которую он заканчивал уже в КХЛ.
Помотало его изрядно, и тренерская карьера складывается географически не менее разнообразно, чем карьера игровая. Он обычно возвращается, слишком долго не задерживаясь, в те места, где играл - здесь и Сибирь, и Дальний Восток, и Урал с практически родным Магнитогорском, и, конечно, Казахстан. Еще бы ему было не возвращаться в Магнитогорск, где пролетели три великолепных года его карьеры, где эстафету блистательно подхватил старший сын Витя, успевший превзойти многие достижения отца, и где вырастал младший сын Вадим, тоже хоккеист. История династии Антипиных, каждого из ее представителей - это история особая и отдельная, по-своему драматичная, и тон ей задал, конечно, Антипин-старший.
Он не усть-каменогорский, он из Темиртау, из "казахстанской Магнитки", из простой, но очень спортивной семьи, обладавший многими талантами, но уже в семь лет сделавший главный свой спортивный выбор. Пестовали его тренеры Борис Голованов и Борис Киприч, Темиртау во многом благодаря их усилиям дал Казахстану целую плеяду больших мастеров. Володя Антипин, рано выдернутый карагандинским "Автомобилистом", за Темиртау так и не сыграл на взрослом уровне, потому что очень скоро попал в новосибирский СКА, после расформирования которого играл за "Амурсталь", а после возвращения из дальних краев его уже востребовал самый хоккейный город Казахстана, которому он отдал четыре полновесных сезона с перерывом на Северную Америку. Помешать пробиться в НХЛ могло только то, что как раз к середине 90-х Северная Америка впервые испытала пресыщение советским и постсоветским рынком - а так Володя Антипин по своим данным вполне подходил под требования НХЛ - если бы был послушен и исполнителен, чем он как раз не отличался. Через много лет североамериканский опыт повторит Виктор Антипин, пусть и на другом уровне, но с тем же результатом - года хватит, чтобы считать эксперимент с "Баффало" завершенным.
Глядя на то, как мотает Антипина-тренера по городам и весям, остается только удивляться, как у человека хватает и сил и энергии. Он продлил свой хоккейный век, играя за ветеранов "Газпром Экспорта", а в тренерстве по большому счету до сих пор ищет себя, и когда-нибудь непременно найдет. Хотя были, были и здесь звездные моменты - конечно, связанные опять же с "Магниткой", с кем же еще!
Одна фраза Владимира Юрьевича, сказанная как раз по этому поводу, дорогого стоит: "Думаете, круче всего стать чемпионом? Нет, круче всего, когда твой сын становится чемпионом!". Хорошо сказано, от сердца.