Воспитанник Омска, бывший вратарь "Барыса" и сборной Казахстана Алексей Иванов рассказал о выступлении в Южной Корее и отказе от казахстанского паспорта.
- Алексей, вы один из немногих казахстанских хоккеистов, которые когда-либо выступали в азиатских клубах. Насколько высок уровень Азиатской лиги?
- Я считаю, что уровень ближе к Высшей лиге. И об этом можно судить по команде "Сахалин", которая выступает в этом турнире и занимает верхние строчки. Если брать местных хоккеистов, например, корейцев и японцев, то они достаточно работоспособны. Уровень хоккея в Азии развивается семимильными шагами. Что касается легионеров, то практически все ребята, которые выступали в японских и корейских клубах, были с опытом игры в КХЛ, НХЛ или как минимум АХЛ. Считаю, что уровень Азиатской лиги достаточной высок.
- Много ли вообще в лиге игроков из других частей света?
- Вообще - да. В прошлом году в нашей команде было 11 легионеров, если считать, что один - японец. Я, Саша Фролов и Денис Куляш не считались легионерами. В этом же сезоне я был единственным русскоговорящим спортсменом, который остался в Азиатской лиге. В прошлом году в корейском "Хай1" выступало шесть российских игроков. Сейчас эта команда по каким-то причинам прекратила своё выступление в турнире и стала играть во втором по силе корейском хоккейном дивизионе.
- С каким из турниров или чемпионатов сопоставима Азиатская лига с точки зрения зарплат?
- По уровню отношения к спортсменам, зарплат и условий это выше, чем европейские чемпионаты. Естественно, люди едут сюда зарабатывать деньги, поэтому и качество легионеров высокое.
- Сами никогда не жалели, что решили уехать в Южную Корею?
- Ни разу. До этого выступал в европейском чемпионате, и это просто небо и земля с точки зрения отношения к тебе как к личности, спортсмену и человеку. В Сеуле, где я живу, очень высокий уровень жизни. Но и за это, конечно, приходится платить. В Европе, грубо говоря, ты потратишь меньше на жизнь, чем в Корее.
- Тяжело ли было привыкнуть к новым условия в бытовом плане?
- Конкретно мне было достаточно просто, потому что я всегда довольно быстро ассимилируюсь на новой местности. В целом здесь всё по-другому, уклад жизни совершенно иной. Азия всё-таки оставляет свой отпечаток, не все могут здесь прижиться.
- Чем вообще отличается азиатский хоккей от европейского?
- В первых матчах, в которых я играл, хоккей был похож на какой-то каламбур, так как люди здесь мыслят по-другому. Можно вспомнить, что сборная Южной Кореи вышла в элиту, обыграв Казахстан, а значит, в этом что-то есть. Для вратарей Азиатская лига - это вообще ад, потому что хоккеисты зачастую принимают нелогичные решения. Потом как-то к этому привыкаешь, дело времени. Есть те, кто не смог привыкнуть, и таких людей очень много.
- Насколько известно, вы выступаете за южнокорейский клуб "Деймунг Киллер Вейлс". Ваша команда относится к лидерам турнира?
- В прошлом году мы закончили чемпионат на первом месте, но потом проиграли в полуфинале плей-офф. В этом же на нас вообще никто не ставил. Все предполагали, что команда будет болтаться где-то на дне таблицы, так как мы потеряли девять ведущих игроков после прошлого сезона. Тем не менее произошло маленькое чудо, мы вышли в плей-офф с четвёртого места, хотя уступили в первом раунде, но уже команде "Сахалин". После полуфинала чемпионат вынужденно завершился.
- Сколько команд выступает в Азиатской лиге?
- В этом году их было семь, а в прошлом - восемь.
- Корейский язык уже подучили?
- Совсем чуть-чуть, потому что все общаются на английском. И вообще, у нас достаточно англоязычная команда. Тренер и доктор - американцы, как и помощник тренера. То есть весь руководящий состав команды англоговорящий. Я тоже не отстаю, поэтому у меня достаточно хороший английский.
- Знаете ли вы историю названия своего клуба?
- По этому поводу я, к сожалению, ничего не знаю. Мне известно только то, что главным нашим спонсором является огромная сеть отелей, которая сейчас расширяется и открывается в Америке, несмотря даже на сложное время для отельного бизнеса. Почему назвали "Киллер Вейлс"? Понятия не имею. Но значок у клуба красивый (смеётся).
- В будущем вернуться поиграть в Казахстан не планируете?
- Я не загадываю, потому что мне пока и там хорошо. Дальше будет видно. Единственное, казахстанского паспорта у меня уже нет. Просто было время, когда я оказался не нужен ни сборной, ни "Барысу". Чтобы продолжить карьеру на достойном уровне, мне пришлось отказаться от гражданства.
- Если уж затронули эту тему, как долго ещё игроки с казахстанскими паспортами будут считаться в КХЛ легионерами?
- По тем временам, когда я ещё играл в Астане, слышал, что казахстанцам то разрешали выступать как не легионерам, то запрещали это делать. Думаю, что в скором времени этот запрет снимут. Я вообще не понимаю логики, потому что на тот момент не в "Барысе" помимо меня выступали только два хоккеиста сборной Казахстана - это Виталя Колесник и Вадик Краснослободцев. Виталя был в Уфе, а Вадик - в "Торпедо".
Российскому хоккею, я считаю, снятие этого ограничения абсолютно никакого ущерба нанести не может, учитывая, что в России выступает такое большое количество клубов. Тогда я был вынужден принять такое тяжёлое для себя решение и отказаться от казахстанского паспорта, потому что с ним дальше Казахстана я бы не уехал. Думаю, все это понимают.
- В нынешнем году сборная Казахстана, за которую выступали на трёх чемпионатах мира, не сумела преодолеть этап домашней олимпийской квалификации, проиграв в решающем матче Польше. Стало ли это для вас неожиданностью?
- Для меня это стало неприятным сюрпризом. Как бы там ни было, я прошёл три чемпионата мира вместе со сборной Казахстана. Это хоккей, и здесь всякое бывает, тем более такой турнир очень скоротечен, и в нём никто не имеет права на ошибку.