Единственный хоккеист, играющий за "Барыс" с первого сезона в КХЛ, Роман Старченко рассказал о несостоявшемся переходе в "Магнитку", особенностях тренеров команды разных лет, причинах отличных статистических показателей нынешнего сезона и многом другом.
- Роман, старт одиннадцатого сезона КХЛ для вас получился самым удачным за всю карьеру. Как думаете, почему?
- Возможно, стало больше доверия со стороны тренера, плюс отличные партнёры и хорошая подготовка. Наверное, чем старше становишься, тем больше начинаешь уделять времени себе, своим тренировкам, постоянно стараешься держать себя в форме. Иначе недолго всё растерять, а набирать потом очень сложно. Кроме того, после прошлого сезона мы многое обдумали и осознали. Год назад тоже хорошо начали, но потом всё пошло не так.
- Раньше ставка в команде делалась в основном на первое забивное звено, а теперь вам приходится брать ответственность на себя. Может быть, это тоже сыграло свою роль?
- Есть и такой момент. В голове сидело: всё равно выйдут Найджел или Боча, забьют свои дежурные шайбы, спасут ситуацию. Сейчас остальным надо брать игру на себя, становиться лидерами, в том числе и мне.
- Что нового привнёс в "Барыс" Андрей Скабелка?
- Андрей Владимирович - эмоциональный и строгий тренер, делает акцент на дисциплину. Правда, не всегда у нас пока получается этому следовать. Он старается привить определённую систему, при которой все отрабатывают и в нападении, и в защите.
- Летние турниры "Барыс" провёл неудачно, многие журналисты и хоккейные эксперты записали команду в аутсайдеры.
- И поспешили. Ведь команде требовалось время. Много новых игроков, другой тренерский штаб, все пятёрки сформированы заново. На предсезонке мы не достигли оптимальной физической формы, играли под нагрузками. Поэтому принимать близко к сердцу результаты летних матчей болельщикам не стоило. Да, проигрывать неприятно, но самое главное на летних турнирах - подготовиться к сезону, чтобы хорошо начать его.
- Тем не менее старт получился противоречивым. "Барыс", ведя в счёте, уступал, при этом одерживал и волевые победы.
- Тут дело, скорее, в психологии каждого игрока. Может быть, ведя в две-три шайбы, мы успокаивались, начинали допускать ошибки, отходили от системы и, как следствие, пропускали. А когда проигрывали, это мотивировало, удавалось собраться и вытащить матч.
Вообще, такие игры, как с "Авангардом" или "Ак Барсом", очень полезны для команды. С Омском мы безобразно начали первый период, но не сдались и переломили игру. В таких матчах проявляется и укрепляется характер команды, дух. Пусть мы взяли только одно очко, но оно, наверное, даже ценнее, чем если бы мы победили 5:0.
- Почти каждый сезон в "Барысе" лично у вас меняются партнёры по звену. Теперь это Андре Петерссон и Патрис Кормье. Что скажете об этих ребятах?
- Андре - техничный хоккеист, может и шайбу подержать, и хороший пас выложить. Патрис всю жизнь играл в Америке и больше заточен на стиль, при котором ты толкаешься, бежишь, бьёшь. К тому же Патрис - очень заводной, даёт нам много эмоций на скамейке. В общем, мы разные, но сочетание получилось интересным. Никто не выпадает, каждый своими особенностями приносит пользу. Надеюсь, что и дальше всё будет складываться успешно.
- Как сказалось на команде возвращение Брэндона Боченски?
- Он лидер и показывает это на льду, на тренировках, в раздевалке. Не зря он вновь капитан, все равняются на него. Понятное дело, ему пока тяжело, пропустил год, и форму нужно восстанавливать, но он своё возьмёт, Брэндон - настоящий профессионал.
- За десять сезонов в "Барысе" вы поработали с разными тренерами. Кто запомнился больше других?
- Каждый выделялся по-своему. Но лично для меня памятен сезон с Ари-Пеккой Селином. Это был первый тренер-иностранец в моей карьере. При нём мы, наконец, прошли дальше первого раунда в плей-офф. Плюс у меня лично сезон сложился хорошо. Много очков набрал, играл в тройке с Николаем Антроповым и Константином Руденко. Мы часто общались с Ату (Ари-Пекка Селин - прим.). Он был большой мотиватор-психолог. Постоянно со всеми индивидуально разговаривал, подбадривал, причём разговаривать мы могли на любые темы, не только о хоккее. Пришёл, поговорил, настроение тебе поднял.
Ещё один яркий сезон - 2012-2013 годов, когда в НХЛ случился локаут и много звёзд приехало в КХЛ. Хорошо запомнился Виктор Хедман. Как поигравший с ним в пятёрке, скажу, что не зря он лучший защитник в НХЛ. С ним играть было одно удовольствие.
- У вас уже более 500 матчей за "Барыс". Какие из них отложились в памяти лучше других?
- Наверное, самый первый матч в КХЛ. Волновался очень, ведь одним из самых молодых в команде был. Мы тогда играли на выезде против "Нефтехимика", победили в овертайме. А так, наверное, не матч памятный, а момент, когда забил Доминику Гашеку. Это мировой вратарь. Пусть он играл уже не на своём лучшем уровне, но забить ему всё равно было очень приятно.
- Помимо завоевания Кубка Гагарина, какие нереализованные цели в карьере у вас есть?
- Самое заветное желание - попасть на Олимпийские игры, сыграть за Казахстан. Мы уже трижды пытались пройти квалификационный турнир, но ни разу не получилось. Даст бог, ещё один шанс будет.
- А в чём причина того, что до сих пор не получалось? Ведь под эту цель в Казахстане натурализовали ударное звено Боченски - Бойд - Доус.
- Проблема в кадрах. За последние годы много талантливых казахстанских хоккеистов завершили карьеру. А молодое поколение ещё растёт, формируется. Пока не все готовы играть на таком уровне. Не бывает так, одни закончили, а на их место пришли сразу же другие, готовые. Нужно постепенно наигрывать молодых, чтобы они становились лидерами, не боялись брать на себя игру, а не просто отбывать номер. Сейчас заметен положительный сдвиг .Молодёжь получает больше игрового времени в КХЛ, поэтому три года до следующей Олимпиады есть, чтобы подготовиться и попасть туда.
- Вы в КХЛ с самого её основания и можете говорить о том, что изменилось за эти годы.
- Условия. Начали строить новые дворцы, в том числе у нас в Астане. Я уже даже как-то забыл, как мы играли в старом дворце. Ни в какое сравнение он не идёт с "Барыс-Ареной". Кроме того, многие перешли на финские площадки, а на них хоккей становится динамичнее и интереснее.
- А недавний переход к двухочковой системе?
- Пока сложно сказать, прошло не так много матчей. Видно, что команды идут плотно, можно выиграть два-три матча, но остаться на том же месте в таблице. Поэтому в каждой игре нужно биться, добывать очки и не давать сопернику их завоёвывать.
- Вы занимались хоккеем в тяжёлое время. Был момент, когда часть хоккеистов вашего года рождения уехала в Магнитогорск. Среди них были Антон Худобин, Ринат Ибрагимов. Почему вы остались в Усть-Каменогорске?
- Возможно, побоялся, ведь нам было по 12-13 лет. Плюс финансовые проблемы - тоже немаловажный фактор. Но всё равно доволен, что остался. Отправься я в Магнитогорск, не знаю, как бы сложилась карьера.
- Слышала, что раньше было настолько сложно с финансами, что тренеры искали деньги у спонсоров, чтобы помогать вам тренироваться?
- Да, было и такое. Хотелось бы отдельно поблагодарить Андрея Шаянова. Тяжело было с финансами, формой, поездками. Он всё это пробивал, находил, как мог помогал. Что-то перепадало от основной команды "Торпедо".
- Клюшки у основной команды просили, как сейчас дети это делают?
- Конечно, я же такой маленький был. Но мне никто так и не дал (смеётся). Поэтому сейчас, зная, каково это, всегда поделюсь клюшкой, если есть возможность.
- В "Барыс" вы уезжали 22-летним парнем. Что ждали от перехода? Команда только вставала на ноги.
- Если честно, ничего не знал, когда ехал. Просто хотелось расти, выходить на новый уровень. Всё случилось просто. Мне позвонил экс-президент "Барыса" Нурлан Оразбаев, пригласил, контракт в Усть-Каменогорске у меня закончился. Поэтому я, Евгений Рымарев, Талгат Жайлауов поехали сначала на просмотр. С "Торпедо" была договорённость о том, что, если не попадём в состав, сможем вернуться. Но в итоге всё сложилось.
- И теперь за плечами уже 10 сезонов в "Барысе". Никогда не было мыслей сменить клуб?
- Нет, не любитель менять обстановку, бегать из команды в команду. В Астане созданы отличные условия, меня всё устраивает.
- А не расслабляет ли это? Мол, я уже столько лет здесь, казахстанец, значит, постоянно буду играть.
- Порой закрадываются и такие мысли, все мы люди, но на льду тебя быстро спускают с небес на землю. К тому же для российских клубов КХЛ я считаюсь легионером, поэтому мало кто был во мне заинтересован, да и я особо не искал варианты.
- Вам 32 года. Не думали о том, чем будете заниматься по окончании карьеры?
- Не люблю загадывать. Пока хочу играть. Буду как Яромир Ягр - закончу в 48 лет (смеётся). Да, иногда беру на себя роль советчика, подсказываю что-то тем же Никите Михайлису, Диме Гренцу, Алихану Асетову. Могу напихать, если косячат. Ну а так - поживём-увидим. Быть может, и стану тренером.
- На протяжении карьеры вас, слава богу, миновали серьёзные травмы. Однако на чемпионате мира в игре с Францией вы попали под страшный удар Саши Трея. Долго от него отходили?
- Помню этот удар. Получил пас, был с шайбой, и он мне со всей дури въехал в голову. Это был последний матч в сезоне, поэтому за лето восстановился. Единственное, кое-какие проблемы с шеей остались. Наверное, это самое серьёзное повреждение, которое получал за всю карьеру. Но всё равно никакой боязни не осталось, восстановился и снова в бой.
- На чемпионатах мира вы играете давно. Какой стал самым памятным?
- Наверное, самый первый, когда 19-летним пацаном сыграл в элитном дивизионе в Риге. Правда, первые три матча пропустил, а вот с Италией, Словенией и Данией уже выходил на лёд. Кстати, тогда за сборную Беларуси ещё играл Андрей Скабелка, это был его последний чемпионат мира, когда он выходил на лёд в качестве игрока. А теперь вот встретились в "Барысе".
- Что вы ждёте от команды в 11-ом сезоне КХЛ?
- Сезон будет сложным, но жду хороших результатов. Будем стараться радовать болельщиков, играть так, чтобы нас поддерживали, как в последних матчах с "Ак Барсом" и "Авангардом". Было очень круто, собралась почти полная арена, вся эта атмосфера, поддержка, энергия, которую дарили фанаты. Здорово! Такие матчи надолго запоминаются. Это ведь то, ради чего мы играем. Внимание людей к нам, их любовь - главная оценка всей нашей работы. Думаю, если болельщики продолжат нам помогать, заводить, поддерживать, мы сможем играть ещё лучше.