8 октября наставник "Горняка" Евгений Зиновьев отметил 49-летие. Главный тренер рудненской команды рассказал о своей игровой карьере, семье и жизненных принципах.
- Готовилась к интервью и по обыкновению искала какую-то информацию о вас в интернете. Ничего, кроме заметок на спортивных сайтах, ссылок и статистики матчей. Вы принципиально непубличный человек?
- Я не люблю все эти социальные сети, люблю живое общение. Если есть возможность поговорить с глазу на глаз с человеком, то предпочту эту старую добрую традицию. Такой формат для меня ближе.
- В начале нашей беседы попрошу вас охарактеризовать себя в трёх словах. Итак, какой я?
- Я добрый, требовательный, справедливый. И в работе, и в жизни.
- Расскажите о себе. Как прошло ваше детство? И как в жизни появился хоккей?
- Сам я из Челябинска. Родился в обыкновенной рабочей семье. Мои родители всего достигли сами. Папа работал разметчиком на опытном заводе, потом помощником сталевара на металлургическом заводе. Мама 25 лет была ведущим экономистом на хлебозаводе. К счастью, мои родители живы и здоровы.
А в хоккей я по нынешним меркам пришёл уже поздно, в 8 лет. Попал в этот спорт не целенаправленно, но и не случайно. Наш преподаватель физкультуры, который был тренером по хоккею, пришёл в школу и пригласил заниматься нескольких ребят, в том числе и меня. С тех пор я в хоккее.
Раньше не было такого количества клубов, команд, не было и массовых переходов игроков, играли на одном месте помногу лет. У меня было всё, как у всех - детский хоккей, потом молодёжный, взрослый. С 1985 по 1992 год я играл в челябинском "Металлурге". Это Первая лига. Затем играл за "Трактор" в Высшей лиге. Выступал в амплуа нападающего.
- Не все игроки становятся тренерами. Как это случилось у вас?
- В 1993 году я получил травму - разрыв крестообразных связок коленного сустава. Перенёс четыре операции, отыграл ещё три года. И в 1996 году, когда мне было 30 лет, закончил свою карьеру хоккеиста. Меня пригласили возглавить команду "Трактор-2", я согласился и так стал тренером. Потом был помощником главного тренера в "Мечеле", затем возглавил "Мечел". Работал также в "Газовике", "Южном Урале", "Сарыарке". И вот в прошлом сезоне возглавил рудненский "Горняк".
- Когда произошла ваша встреча с Казахстаном? Как приняла вас страна?
- В 2013 году я возглавил команду "Сарыарка", которая выступает в ВХЛ. Я комплектовал эту команду, проводил сборы, мы стали чемпионами. Потом по определённым причинам я покинул этот клуб.
Скажу, что ваша страна встретила меня тепло. Порадовали те изменения, которые произошли со времён перестройки. Когда я бывал здесь в период развала СССР, обстановка, конечно, удручала. Но сейчас Казахстан приятно удивил, страна расцветает. Радует, что вопреки всему спорт выжил. Я слышал, что ледовый дворец в Рудном несколько лет стоял закрытым, но потом всё наладилось.
- Есть такое выражение: "Да он с Урала". Обидно слышать это по отношению к себе или своим землякам?
- Не обидно. На въезде в Челябинск можно увидеть такую надпись: "Урал - опорный край державы". Без Урала не было бы России, не было бы Победы, которую ковали своим трудом уральцы в годы Великой Отечественной войны.
- Продолжим эту тему. Все знают такую команду КВН "Уральские пельмени". С юмором у вас всё в порядке, а как дела обстоят с пельменями? Любите это знаковое для ваших широт блюдо?
- Люблю домашние пельмени. Мама моя их вкусно готовит. Рудненские пельмени ещё не пробовал.
- За всей вашей строгостью и серьёзностью видно, что вы человек эмоциональный, даже взрывной. Иногда прямо на поле игрокам достаётся от вас по первое число. И громкая музыка не может заглушить ваши эмоциональные замечания. Сколько времени нужно, чтобы снова взять себя в руки?
- Вопрос интересный. Бывает, что после некоторых ситуаций и пару дней не могу угомониться. Есть такие вещи, которые просто в голове не укладываются. Просто не понимаешь, как может это сделать нормальный человек. Начинаешь анализировать и понимаешь, дай ему 100 возможностей, и он такого никогда не повторит. А бывает и неизбежное стечение обстоятельств на поле. Такое можно быстро забыть и привести свои эмоции в порядок. Их стараешься сдерживать, но иногда просто не можешь.
- У всех, кто давно в профессии, порой возникает острое желание хлопнуть дверью и уйти. У вас были такие моменты?
- Были. Тут заглянем глубже. Я не тот человек, который всеми правдами и неправдами будет держаться за место, получать свои деньги. Если вижу, что команда не играет по моей вине, что будет полезнее, если я уйду, то я её покину. Дело страдать не должно в любом случае.
- Есть такое хорошее и ёмкое слово – чутьё. Чутьё на успех, чутьё на людей. Для тренера это актуально. Как ваше чутьё даёт о себе знать?
- С этим у меня всё в порядке. У меня были хорошие наставники, научили разбираться в людях. Я могу с двух взглядов сказать, по пути нам с этим человеком или будут проблемы. Я в людях редко ошибаюсь. Тренерское чутьё достается не от природы, оно приходит с годами, с опытом.
- Тренер – это педагог. Давайте представим, что вы в детском саду. Перед вами не 30 бородатых дядек, а столько же малышей 4-5 лет. Вы справитесь?
- Вы меня в тупик поставили (улыбается). Я бы не смог работать с маленькими детьми. Не знаю, как себя с ними вести, как организовать, как сплотить. Среди, как вы сказали, бородатых дядек тоже немало взрослых детей, но мы всегда находим общий язык. Хоккейная карьера она такая, расставания с игроками неизбежны. Но я горжусь тем, что никогда ни с кем не расставался по-плохому.
- У вас есть среди игроков любимчики? Без фамилий, просто интересно, ведь все мы люди.
- Любимчиков нет, но симпатии есть к тем, кто трудолюбив, хочет расти, пашет, работает над собой, и на тренировках, и в игре отдаётся своему любимому делу. К таким ребятам есть симпатия, конечно.
- Хоккеисты – люди публичные, у них свои поклонники. Всегда есть опасность возникновения "звёздной болезни". Поделитесь методами её лечения.
- Она есть. Все через это проходили. Но скажу по секрету, "звёздная болезнь" не лечится ничем. Только сам человек может от неё избавиться. Она коварна. Игроку кажется, что он делает всё точно так, как раньше - ходит на тренировки, всё выполняет. Но потом где-то немного недоработал, где-то за шайбочкой не потянулся, шажочек не сделал. Появляется некая вальяжность, вседозволенность, исчезает требовательность к себе.
Надо быстрее с этим бороться. Особо внимательными в этом плане должны быть местные хоккеисты, которые играют в родном городе, особенно в таком маленьком, как Рудный. Нельзя забывать, что ты лицо своего города, носитель спортивной чести, потому должен быть примером для всех не только в спорте, но и быть гармонично развитой личностью.
- Вы много раз ясно давали понять, что не особо обращаете внимание на общественное мнение. Это действительно так?
- Один мудрый человек мне сказал, что общественное мнение - это мнение, которое никого не интересует по большому счёту. Я читал, что пишут про нас в сетях некоторые болельщики, в том числе других команд.
Я понимаю, что профессия хоккеиста у всех на виду. Но мне непонятно, когда на них выливают ушат грязи. Кто позволил это гражданам? Мы же не идём к тому же токарю, не говорим ему, что он неправильно вытачивает деталь, не обливаем грязью.
А так поглядишь - у нас кругом одни специалисты. Мы готовы к справедливой критике, относимся к этому нормально, всегда готовы выслушать болельщиков, всё обсудить. Но так складывается, что в хоккее общественное мнение зачастую негативное. Это неправильно.
- Вы постоянно в разъездах. Это мешает выстроить комфортную жизнь в семье? Или уже привыкли к кочевой жизни?
- С годами, конечно, тяжелее даются все эти переезды. В России ездили больше, дальше, но по молодости проще было как-то. Но ко всему привыкаешь. С 8 лет в дороге. Зато есть неоспоримые плюсы - повидал разные страны, города, разные культуры.
С семьёй тоже всё в порядке. У меня второй брак. От первого дочь, она действующий хирург в Челябинске. От второго брака тоже дочь и приемный сын. Так что у меня трое детей. В прошлом году родился внук Ванька. Он живёт в Челябинске. Из-за работы вижу его чаще по фотографиям…
- Дедушка уже помечтал о хоккее для внука?
- Пока только мечтаю. Посмотрим, как всё дальше будет. Но растёт крепким, здоровым мальчиком.
- Что пожелаете себе на день рождения?
- Уральского здоровья, оно необходимо, потому что годы уже берут своё. По утрам то там режет, то здесь колет (смеётся). Конечно, пожелаю себе терпения, ведь работа с людьми нелегка. Ну и почаще улыбаться, побольше позитива!
- Вы очень хорошо выглядите. Поддерживаете форму в тренажёрном зале?
- Летом перед началом сезона месяц ходил в зал. А чтобы систематически - нет. Но мы же на льду ветеранские тренировки проводим. К тому же с ребятами на тренировке сам нет-нет и затравишься на льду за шайбой. Вот и весь секрет физической формы.
- За что Евгений Александрович может себя похвалить? А за что поругать? Мы ведь ведём с собою внутренние диалоги...
- Ведём, конечно. Похвалю себя за то, что я состоялся в жизни как личность, как хоккеист, как тренер и как человек. Поругаю себя за свою несдержанность, это мой минус.
Автор: Ирина Старикова
источник: Хорошее дело