В нынешнем сезоне состав "Снежных Барсов" пополнил воспитанник усть-каменогорского хоккея Степан Александров. За его плечами уже предостаточно достижений, которыми можно гордиться. Но самые главные, как говорит сам хоккеист, ещё впереди.
- Расскажи, как хоккей появился в твоей жизни?
- Можно сказать, благодаря отцу. Мы жили возле стадиона, это многое предопределило. Помню, с каким нетерпением ждал папу, когда он вернётся с работы и отведёт меня на каток. Днём самостоятельно ходить не разрешали, больно уж мал ещё был.
Мы с отцом катались по вечерам, так было года два. И так потихоньку, благодаря помощи отца, научился кататься и назад, и вперёд. Только после этого пришёл в хоккейную школу, и оказался одним из последних, присоединившихся к команде по нашему году. Но все азы я уже знал, пришёл подготовленным. Во всяком случае, со стойкой не катался на тренировках.
- А на игры "Торпедо" ходил?
- Мы всей семьёй ходили на игры. У нас хоккейный город. Хоккей - один из самых популярных видов спорта. В то время в "Торпедо" играли Рома Старченко, Талгат Жайлауов, да и другие хоккеисты, которые сейчас в "Барысе".
- Когда маленький был, бегал за автографами к ним?
- Нет, такого не помню. Вот клюшки мы просили. Но они нам особо их не дарили, раньше тяжелее с этим всем было.
- Расскажи о своих первых тренерах.
- Набирал 1995 год "Торпедо" Юрий Афанасьевич Лукьянов. Работал он с нами года два-три. Этот тренер очень любил дисциплину. После него был Анатолий Михайлович Мелихов. Почему тренеры сменились, сейчас уже не помню. Анатолий Михайлович особое внимание уделял нашей учебе.
У нас был даже дисциплинарный дневник. Если попадал туда, мог проштрафившегося даже на тренировку не допустить. Мы всегда боялись этого. Если тебя туда записали, то ты либо тренировку пропускал, либо игру. Когда все были заняты хоккеем, ты сидел и учил уроки. Мы даже в поездки с собой учебники брали, в автобусе стихи рассказывали, к урокам готовились.
Когда нам было лет по 13 и уже команда сформировалась, с нами начал работать Сергей Васильевич Старыгин, а Алексей Межебицкий в то время нашим спонсором стал, много помогал команде. Было немного забавно, что первая команда на сборы ездила на Сибины, а мы летали в Чехию, Финляндию, Канаду. За что ему огромное спасибо. Если бы не его помощь, думаю, мы сейчас не на таком уровне играли.
На сборах за рубежом помимо тренировок мы участвовали в турнирах, большинство из которых выигрывали. Трижды возглавляли дивизион "Сибирь - Дальний Восток" в чемпионате России по своему году. В чемпионате Казахстана с "Казахмысом" всегда заруба была. Кто был сильнее, непонятно до сих пор.
- Почему ты выбрал амплуа защитника?
- Больше всего понравилось играть в обороне. В ворота я точно вставать не хотел. Начал сразу играть на позиции защитника. Чуть позже пробовал поиграть в нападении, но мне как-то не особо понравилось.
- Чем мотивировал себя на рутину тренировок? Ведь вокруг отнюдь не хоккейная жизнь бурлила.
- Когда мы были маленькие, тренировки были в 6-7 утра. Приходилось вставать очень рано, так как во дворце нужно было появиться заранее, подготовить форму, одеться и так далее. Но если уж выбрал этот вид спорта, то отступать дальше не было смысла. Поэтому приходилось иногда бороться с ленью. Не спорю, иногда охота просто поваляться, поспать подольше. Но я осознавал на что шёл, поэтому дополнительной мотивации не нужно было, ну и родители помогали.
- Тем не менее в большинстве своём профессиональные спортсмены лишены полноценного детства. Что касается тебя, есть ли вещи, которые ты упустил из-за спорта, и сейчас жалеешь об этом?
- Не сказал бы, что я о чём-то жалею. Наоборот, если бы не пошел в хоккей, то неизвестно, кем бы я сейчас был. Многие мои сверстники до сих пор мечутся, не могут найти своё место в жизни. Плюс к этому, я и мир посмотрел, и занимаюсь любимым делом, и здоровье у меня в порядке. Да, какими-то интересами пришлось жертвовать в детстве. Но это закон жизни: чтобы что-то получить, добиться – от многого нужно и отказываться.
- Сергей Васильевич как тренер "Торпедо-1995" и фарм-клуба "Торпедо" - это разные люди?
- Ну да, когда он работал с нами во второй команде, был ещё строже и требовал гораздо больше. Когда мы перешли в фарм-клуб "Торпедо", оказались самыми младшими и должны были тянуться за ребятами старше нас, быть не хуже их, так как была конкуренция за место в составе.
Но все турниры, на которые мы ездили за границу, очень нам помогли. То есть мы поиграли на хорошем уровне и пришли во вторую команду уже подготовленными ко взрослому хоккею, с каким-то определённым видением игры. Поэтому не растерялись.
- Ты сыграл на четырёх чемпионатах мира - двух юниорских и двух молодёжных. Какой был самым лучшим?
- Сложно выделить. Думаю, те, где мы взяли золотые медали. Каждый чемпионат что-то оставил в памяти, каждый по-своему был хорош. Там не было лёгких или наоборот слишком тяжёлых команд. Все серьёзно настраивались друг на друга, каждое очко было важно. Мы это хорошо ощутили на молодёжном чемпионате мира в Донецке, когда взяли второе место. Совсем немного тогда не хватило до "золота". Обидно было. Но это было уроком на будущее. Уже в Венгрии мы сыграли по-другому.
- А если провести параллель и сравнить матчи на молодёжном чемпионате мира и молодёжном Кубке мира, где для тебя было сложнее?
- Мне кажется, одинаково сложно. На Кубок мира приехали команды хорошего уровня. Хорошо, что "Снежные Барсы" выступили на этом турнире. Это будет хорошим уроком для многих ребят. Некоторые ведь даже не играли ни разу с теми же американцами, а с ними играть очень интересно. Они играют в жёсткий, силовой хоккей, ложатся под шайбу, блокируют броски. Это очень хороший опыт, многое можно перенять. Конечно, хотелось бы выступить удачнее, а не самое последнее место занять. Ехали туда, можно сказать, с короной на голове после турнира в Новосибирске, наверное. Это нас и подвело.
- Для тебя это первый сезон в составе команды МХЛ. Насколько здесь сложнее или, наоборот, легче? Допустим, предсезонная подготовка в сравнении с тем, как это было в фарм-клубе "Торпедо".
- Физическая подготовка в "Снежных Барсах" гораздо серьёзнее и сложнее. Но это правильно, легко не должно быть никогда, так как предсезонка - это задел на весь сезон. Если всё выполнять, то уже в сезоне тебе будет гораздо легче.
- Довелось тебе поиграть и в ВХЛ. Что расскажешь об этой лиге, об этом опыте?
- Да даже просто находиться в команде мастеров было приятно. Ты тренируешься и играешь с ребятами, которые имеют богатый опыт за плечами, многие из них поиграли в КХЛ, многому можно научиться. Даже на тренировках посмотреть, как они работают, было большим плюсом.
Если говорить о том, какие компоненты усилил, то, прежде всего, игровое мышление. Там медлить было нельзя, необходимо быстро принимать решения. К тому же я ведь был одним из самых молодых в команде, а конкуренция за место в составе высокая, поэтому нужно было выкладываться в два раза больше, чтобы показать себя с лучшей стороны. Хотя бы для того, чтобы тренер заметил и на следующую игру вновь доверил место в составе.
Допустим, в МХЛ, может, скорости и повыше, но если ты ошибся, то это ещё можно исправить. А вот если в ВХЛ опростоволосился, то, считай, что шайба уже в воротах твоей команды, а в статистике "-1".
- Получается, после ВХЛ игра в МХЛ – одно удовольствие?
- Я бы не сказал, что мне в МХЛ легко. Есть тут команды, с которыми тяжело играть. Да, в чём-то, может быть, мне и легче, так как в разных лигах поиграл. Но мы самые старшие в команде, поэтому самая большая ответственность на нас. Мы должны тянуть за собой команду, быть лидерами, а это не просто.
- Почему решил перейти в "Снежные Барсы"?
- Предложение поступало давно, года два назад. Долго думал, и, наконец, этим летом решил, что стоит попробовать. Если хорошо себя показать в "Снежных Барсах", то можно попасть в "Барыс", а это одна из основных задач, которые я перед собой ставлю – заиграть на высоком уровне.
- Как оценишь потенциал команды? Какие задачи стоят на сезон? Состав отвечает таким задачам?
- Хороший состав, высокие цели. Если идти от меньшего, то сначала забраться как можно выше в турнирной таблице, пройти в плей-офф, затем преодолеть первый круг и как максимум выйти в финал плей-офф, побороться за Кубок Харламова. Нам по силам такие задачи и всё будет зависеть только от нас самих. Будем выполнять установки на игру – будут победы.
- Кто твой главный фанат и главный критик?
- Родители. Мама у меня как личный психолог, почти перед каждой игрой звонит, переживает, советует всегда быть внимательным. Отец спокойнее относится, знает, что это жёсткий вид спорта, смотрит игру. После матча звонит, подсказывает, спрашивает, почему там сыграл так, а не иначе. Вообще, я очень благодарен своим родителям. Они многим пожертвовали ради меня, чтобы я занимался хоккеем.
- Что для тебя самое сложное в профессии хоккеиста?
- Это колоссальные нагрузки - как физические, так и психологические. Весь сезон нужно соблюдать режим, но это, конечно, уже вошло в привычку. Но ты всегда находишься в определённых рамках и запретах. Допустим, иногда хочется дольше поспать, расслабиться. Но в нашем виде спорта этого делать нельзя. Сегодня ты расслабишься, а завтра не попадёшь в состав.
- Какое достижение считаешь самым значимым в своей карьере?
- Две золотые медали: одна на юниорском чемпионате мира, вторая – на молодёжном. Но самые значимые и важные достижения, надеюсь, ещё впереди.
- Какова твоя самая главная цель на данный момент?
- Их несколько. Если именно сейчас, то пройти со своей командой как можно дальше, чтобы мы хорошо играли и не подводили ни тренеров, ни тех, кто за нас болеет. А вообще, я мечтаю попасть в КХЛ, и не просто попасть, а получать нормальное количество игрового времени, показывать хороший результат и быть полезным команде.
- С каким девизом ты идёшь по жизни?
- Нет ничего невозможного!
источник: ХК "Барыс"