В чемпионате Казахстана уже несколько лет играет ташкентский "Хумо", а теперь узбекистанский хоккей выходит на новый уровень. 13 апреля в Ереване стартовал чемпионат мира в четвёртом дивизионе, где сборная Узбекистана дебютирует на международном уровне.
В тренерском штабе узбекистанской команды работает Роман Кривомазов. Экс-голкипер сборной Казахстана рассказал, как живёт хоккей в соседней стране. Оказалось, всё существует на частные деньги.
- Роман Юрьевич, я зашёл на сайт Международной федерации хоккея, а там на главной странице "Узбекистан выиграл чемпионат мира U18". Думаю, посмотрю состав, всё-таки в стране два-три клуба, которые знают в Казахстане, и не до конца понятно, откуда у Узбекистана человеческие ресурсы. Спускаюсь ниже и вижу казахстанский флаг и вашу фамилию. Связался с нападающим "Хумо" и сборной Казахстана Дмитрием Гренцем, он дал ваш номер. Это ваш третий год в Узбекистане. Расскажите, как вам там живётся?
- Хорошие условия, отличная ледовая арена, красивый город. Всё хорошо, комфортно.
- Как часто вы бываете дома в Казахстане?
- Когда я работал в "Хумо", мы участвовали в чемпионате Казахстана взрослой командой, бывали постоянно. Сейчас молодёжная команда тоже в казахстанской лиге Жастар играет, постоянно бываем дома.
- В Казахстане к хоккею Узбекистана принято относиться, пожалуй, как к младшему брату. Знаем, что есть "Хумо". Клуб играл в ВХЛ, выступал в чемпионате Казахстана второй командой, затем остался основой в Pro Hokei Ligasy. На 2025-й год что из себя представляет хоккей в Узбекистане? Сколько детей, сколько людей, катков, команд?
- После пандемии тут очень много людей пришло на хоккей. Именно детей младшего возраста. Хорошие условия созданы. На арене "Хумо" большая и маленькая ледовые площадки, плюс ещё три площадки в Ташкенте. Для развития хоккея именно в Ташкенте все условия есть. Есть ледовая арена в Самарканде, на этом всё. Для полноценного развития в Узбекистане нужны ледовые арены. Люди-то интересуются, дети идут в школы.
- Федерация хоккея работает примерно семь лет. Можно сказать, что это как раз первые серьёзные плоды.
- Да. Мы сыграли два чемпионата по региону Азия - Океания. На третий год начали участвовать уже под эгидой ИИХФ на чемпионате мира в третьем дивизионе. Вот эти воспитанники молодые, они все местные, с одного города - Ташкента. Они за три года выросли и выиграли дивизион и вышли в группу выше.
- Вы упомянули интерес после пандемии. Был какой-то момент, ставший главным толчком к росту хоккея?
- Началось с того, как "Хумо" сыграл в ВХЛ. Интерес появился, люди пошли, шикарная арена, условия. Младшие группы - минимум по 30 ребят в каждом возрасте.
- Если мы говорим про Узбекистан, то стереотипное мышление выдаёт тёплый климат и мнение, что хоккей не очень подходит этому региону. Люди в самой стране впервые услышав о том, что у них есть хоккей в Ташкенте, Самарканде, как реагируют на это?
- Вы правы, по климату ближе, конечно, футбол. Но людям понравился и этот вид спорта. На улице жара, а сюда приходят - прохладно, комфортные условия.
- Основной инвестор - государство? Как выстроена поддержка хоккея?
- Деньги платит частная компания. Она содержит хоккей в стране, включая федерацию. В идеале нужна государственная программа поддержки хоккея, это будет огромным толчком. А сейчас поддерживает весь хоккей Eriell - нефте-сервисная компания. На них всё: и федерация, и сборная, и клуб "Хумо".
- Главная новость для вас - это победа на чемпионате мира в третьем дивизионе. Что означает для Узбекистана, для детишек, которые недавно начали заниматься, эта победа?
- Огромный успех, стимул для развития хоккея. Как я уже сказал, все свои местные, воспитывались на протяжении 8-9 лет. На фоне успеха они хотят, чтобы государство заинтересовалось и помогло финансово.
- Основная сборная Узбекистана, что впервые сыграет на чемпионате мира, будет составлена из этих молодых ребят, верно?
- Будет, наверное, 50 на 50, к чемпионату мира шесть-семь человек получили узбекистанские паспорта под взрослую сборную. Это россияне, которые начинали в "Хумо" два-три года назад.
- Вопрос натурализации для Казахстана достаточно болезненный, мы прошли через процессы принятия и отказа. Как процесс натурализации именно в Узбекистане?
- Для взрослой сборной эти там семь-восемь человек нужны. Чтобы они за собой потянули эту молодёжь. Но на молодёжном уровне нужно на своих опираться и не надо никого приводить.
- А если мы говорим о тренерских ресурсах?
- Главный тренер Нормундс Сейейс из Латвии, я из Казахстана, плюс местный специалист Абдумажид Насиров, который воспитал всех детей, через все трудности провел.
- Главный вид спорта в Узбекистане - футбол?
- Да, главные футбол и бокс. Тут эти виды на очень высоком уровне.
- Вы видели лихорадку по поводу перехода Абдукодира Хусанова в "Манчестер Сити". Что это означает для Узбекистана, как в стране отреагировали на это?
- Огромнейший ажиотаж. Он же недавно стал игроком месяца. Так понимаю, там проголосовало за него больше всех в истории клуба. Они гордятся этим. Местные "Пахтакор" и "Бинокор" популярны. Узбекистанцы очень гордятся своими игроками.
- Через месяц после перехода Абдукодира Хусанова стало известно о подписании "Челси" казахстанского таланта Дастана Сатпаева из "Кайрата". Можно сказать, что некое спортивное противостояние Казахстана и Узбекистана переходит на уровень чемпионата Англии по футболу.
- Да, это обсуждали здесь, сильно следят. Очень внимательно читают, обсуждают, буквально под лупой - кто, куда, зачем. Это очень для них важно.
- В Казахстане живо обсуждали результаты Олимпийских игр, где Узбекистан в целом и в боксе выступил лучше, чем Казахстан. Что в Узбекистане говорят по поводу этого локального успеха?
- Здесь не акцентируют внимание, что есть какое-то противостояние с Казахстаном. Задача выиграть как можно больше золотых медалей в боксе, это принципиально. Как минимум одна золотая медаль в боксе обязательно должна быть.
- Вы выступали за сборную Казахстана на чемпионате мира. Дебютировали в 1998-м в 20 лет. В элитном дивизионе вы играли в группе против Латвии, России, Финляндии - против вас Озолиньш, Капанен и другие звёзды. Есть ли у вас какие-то прекрасные воспоминания или истории с того времени?
- Весь турнир мы просто там ходили с открытым ртом. Для нас всё это было удивительно, интересно, проходило как во сне.
- Сейчас с развитием технологий наблюдать за ребятами из Северной Америки легко. Как это, приехать и без такого доступа к информации, на чемпионат мира и встретить звёзд НХЛ?
- Они для нас были как фантастика, все эти звёзды. Помимо тех ребят, для нас звёзды были и в собственной команде - братья Корешковы. На них тоже с открытым ртом смотрели, равнялись, считали небожителями.
- Что вы думаете по поводу реформ, что сейчас происходят в казахстанском хоккее?
- Всё хорошо, когда в меру. По североамериканцам, которые были в команде, пожалуй, скажу, что они были недостаточно хороши. В "Барысе", если ты легионер, то на тебя должны равняться и ты должен давать результат. Как в первые годы существования - Кевин Даллмэн, Брэндон Боченски, Найджел Доус. На них тоже смотрели с открытым ртом, они делали результат. А те ребята, что были потом... Скажу так, надо было нашим игрокам давать время, возможности, верить в них.
- Сейчас Валерий Орехов и Никита Михайлис - единственные в новейшей истории казахстанского хоккея обладатели Кубка Гагарина. До этого был Виталий Колесник в 2011-м. Это главные ролевые модели для казахстанских детей.
- Думаю, да. Это те, на кого должны равняться и должны ставить в пример детишкам. Они должны быть всегда на виду, про них должны говорить, писать, чтобы дети слышали, равнялись и шли в этот вид спорта. Пожалуй, это федерация, так как ребята играют в сборной Казахстана. "Барыс" не может продвигать игроков другого клуба КХЛ.
- Как бывший голкипер, вы вероятно следите за выступлениями наших вратарей. Есть Андрей Шутов и Никиа Бояркин, молодые Максим Павленко и Джелал-Ад-Дин Амирбеков, которые играют в ВХЛ. Кто вам импонирует?
- Мне нравится Джелал-Ад-Дин Амирбеков из молодых. Данные у парня хорошие. Кто-то мне говорил, что у него узбекские корни и он родился в Ташкенте. Учитывая травмы Андрея Шутова и Никиты Бояркина, Джелал-Ад-Дин Амирбеков практически гарантированно поедет на чемпионат мира одним из первых вратарей. Для него большой шанс себя проявить. Это может быть огромнейший толчок в его карьере.
- Мы привыкли, что в "Барысе" постоянно играли вратари-легионеры. У казахстанских вратарей были похожие истории - проводили лучший сезон в карьере, но затем приходили в "Барыс" и толком не играли. Через это проходили Дмитрий Мальгин, Сергей Кудрявцев и тот же Никита Бояркин.
- Это нонсенс. По моему мнению, если вратарь сыграл хорошо, его надо постепенно поднимать, давать шанс, смотреть. Справляется - ещё выше, затем ещё выше. У нас вратарь доходит до одного уровня, попадает в "Барыс" и дальше ему играть не дают, потому что есть иностранец. Не могу вспомнить ни одного вратаря, который бы играл в "Барысе" настолько достойно, насколько он там большую зарплату получал и принёс пользу для "Барыса".
- Я могу ответить за тот сезон 2019-2020 годов, когда "Барыс" с Эдди Паскуале прошёл "Металлург" в первом раунде, и он играл очень здорово.
- А ещё один сезон Эдди Паскуале припомните? (улыбается)
- Да, конечно. Может ли это быть следствием того, что ребята приезжают и попадают в ситуацию, когда нет напряга, треть раздевалки говорит на иностранном, им созданы все условия, включая бытовые, и в отсутствии каких-то серьёзных ожиданий и давления снижают требования к себе.
- Да, по моему мнению, легионер должен показывать игру в 10 раз лучше, чем местный игрок, тогда он должен там быть. Нашим хоккеистам надо давать шанс в интересах той же сборной, в интересах популяризации хоккея. Чтобы свои же местные знали, что из соседнего города - Усть-Каменогорска, Караганды, Астаны, Темиртау - парень попал в "Барыс", затем в сборную и так далее. Своим надо давать поддержку там в несколько раз больше. А легионеры - уже готовый материал, должен здесь и сейчас давать максимальный результат.
- Вернусь к команде "Ташкент-Селект"- молодые узбекские ребята, которые играют в чемпионате Казахстана. Можно ли сравнить это с тем, что молодые казахстанцы, приезжая в чемпионат России, играя по возрасту видят мастерство, класс и понимают, какой уровень и к чему нужно стремиться. И что для молодых узбекских ребят сверстники из Казахстана - это ориентир.
- Да, конечно. Участие молодой команды "Ташкент-Селект" в лиге Жастар - огромный плюс для них. Они видят уровень, стремятся к нему, для них это всё интересно, огромная польза. Раз уж тему затронули, там же сейчас у нас много разговоров на родине, нужен или не нужен Узбекистан в казахстанской лиге. Молодёжи важно участвовать, они растут, это укрепляет отношения, тем более тут все местные ребята, все узбекистанцы.