Защитник "Торпедо" Евгений Фадеев рассказал о возвращении в Усть-Каменогорск, этапах игровой карьеры и выступлениях за сборную Казахстана.
– Вы являетесь воспитанником городской школы. С кем постигали азы хоккея в одной команде?
– Да, занимался хоккеем в ВКО СДЮШОР №3, являюсь выпускником этой школы. Из нашей команды можно выделить Андрея Огородникова, который сейчас в "Алматы". Многие уже закончили свою хоккейную карьеру и выбрали другую сферу деятельности.
– Андрея Огородникова к тренировкам "Казцинк-Торпедо" впервые стал привлекать Борис Александров. Когда наступил ваш черёд?
– Мы с Андреем вместе попали в первую команду, нас как молодых взяли на сборы. Андрей закрепился, а мы с группой других ребят играли за фарм-клуб.
– Ваш дебют состоялся при Николае Мышагине в сезоне 2002-2003 годов?
– Да, как раз основная команда уезжала на международный турнир. На матчи за первую команду взяли порядка двух пятёрок из фарма. Если мне не изменяет память, то мы тогда обыграли "Спутник".
– Затем вас пригласили в Рудный. Как возник вариант с "Горняком"?
– Надо было что-то менять в карьере. В Усть-Каменогорске сказали, что рассчитывают на меня только в фарме, в первой команде играли хоккеисты постарше. И тут позвонил Сергей Петрович Могильников, работавший тогда главным тренером в Рудном, и пригласил в "Горняк". Почему бы не попробовать? Как раз окончил экономический факультет университета. Коллектив там был классным. Выступали в чемпионате Казахстана и российской Первой лиге. Завоевали "серебро" отечественного чемпионата.
– Можно сказать, что это был первый серьёзный сезон за команду мастеров?
– Можно и так сказать. Хотя уровень Первой лиги был не таким высоким, играли с фарм-клубами команд Суперлиги. Среди них, безусловно, были сильные коллективы, вроде Оренбурга. Во взрослый хоккей попал в Рудном.
– Затем продолжили карьеру в "Казахмысе".
– Позвали в Караганду после окончания сезона. Сергей Петрович уговорил остаться в "Горняке". Когда уже начался следующий сезон, из "Казахмыса" поступило повторное приглашение. Поговорили с главным тренером. Участие карагандинского клуба в российской Высшей лиге стало немаловажным аргументом в плане роста мастерства. В ноябре меня отпустили из Рудного в "Казахмыс". Спустя два года команда переехала в Сатпаев.
– Чем запомнились годы в "Казахмысе"?
– При Анатолии Зиновьевиче Картаеве впервые попал в национальную сборную Казахстана. К сожалению, на чемпионате мира в Китае не смогли занять первое место. Впечатлений осталось очень много. В Сатпаеве играл в основном с Евгением Ушковым в одной паре. Запомнилось то, что выходил на лёд в пятёрке с нашим нынешним главным тренером Алексеем Дмитриевичем Фетисовым, Виталием Казариным, Владимиром Иванцовым.
– В 2007 году в Астане начали собирать команду с перспективой вступления в КХЛ. Вы оказались в поле зрения столичного клуба.
– Контракт с "Казахмысом" заканчивался, а во время сборов в Хабаровске мне поступило предложение из "Амура", который выступал в Суперлиге. Но возникло препятствие – казахстанское гражданство. И тогда позвонили из Астаны, пригласили в "Барыс". Перед командой была поставлена задача выхода в Суперлигу. А через год образовалась КХЛ.
– Адаптироваться в "Барысе" было намного легче? Ведь полсостава были воспитанниками усть-каменогорской школы.
– Да, плюс в "Барыс" приехали несколько экс-"казахмысовцев", с кем играл не один сезон. Начинали сезон под руководством Сергея Могильникова. По ходу сезона команду возглавил Александр Высоцкий.
– Помните первые ощущения в дебютных матчах КХЛ?
– Безусловно, волновался. Всё-таки впервые играли на таком уровне. Но в команде было немало мастеровитых ребят, поигравших в Суперлиге, НХЛ. Тем более что поставили в одной паре с опытнейшим Александром Титовым. В начале игры волнение присутствует, а затем дрожь пропадает. От игры к игре приходила уверенность.
– С легионерами быстро нашли общий язык?
– Чехи и словаки немного говорили на русском. Некоторые хорошо владели английским, тот же Максим Спиридонов. В целом сложилось хорошее взаимоотношение.
– С будущим рекордсменом КХЛ среди защитников Кевином Даллмэном тренеры на лёд выпускали?
– Да, иногда выходили в одной смене, а в Москве как-то сыграли в одной пятёрке.
– Чему у него можно поучиться?
– Учились у каждого. Кевин – отличный защитник с хорошим броском и катанием. Подмечали какие-то моменты подготовки к матчу.
– Алексей Морозов, приехав в НХЛ, на одном из первых вбрасываний поднял голову и увидел напротив себя Уэйна Гретцки. По его признанию, от этого едва не сполз на лёд. У вас были подобные ощущения, когда противостояли на льду Яромиру Ягру или Алексею Яшину?
– Конечно, когда играешь против мастеров такого уровня, не знаешь чего от них ожидать. В любую секунду могут придумать нестандартный ход. Мне всегда нравилось выходить на лёд против сильных команд. В таких матчах и растёт мастерство.
– В 2009 году ваша судьба совершила новый вираж – в Екатеринбург. Тренерский штаб "Барыса" не видел Евгения Фадеева в составе?
– Начался сезон и по неизвестным мне причинам не попадал в заявку в стартовых десяти матчах. Поговорил с руководством о возможности поиска другого клуба, но мне сказали: "Оставайся и работай". Когда в Астану приехал "Автомобилист" на матч с "Барысом", пригласили к себе. И на этот раз руководство "Барыса" отпустило меня.
Приняли в "Автомобилисте" хорошо. Коллектив подобрался отличный. Доверяли, выходил регулярно на лёд, попали в плей-офф, где играли с Уфой. Весной после окончания сезона поступил вызов в сборную Казахстана. В Екатеринбурге предложили остаться и на следующий сезон, "Барыс" также выразил заинтересованность.
Подумал, посоветовался с семьёй и решил вернуться в Астану. Тем более в "Автомобилисте" был в статусе легионера со всеми вытекающими отсюда последствиями. Летом 2010 года "Барыс" и сборную Казахстана возглавил Андрей Валентинович Хомутов.
– Как работалось под руководством трёхкратного олимпийского чемпиона?
– Андрей Валентинович и как тренер, и как личность относился ко всем в равной степени. Могу сказать о нём только хорошее.
– Владимир Крикунов запомнился своей жёсткостью?
– Владимир Васильевич всегда славился своей жёсткостью. Он тренер старой советской закалки. Строго спрашивал за работу. Его школа не проходит бесследно. Под руководством Владимира Крикунова сборная Казахстана вернулась в элитный дивизион.
– Какие впечатления остались от работы с Ари-Пеккой Селином?
– У него совсем другой менталитет и подход к тренировкам. Каждое упражнение выполняется интенсивно. Все нюансы и детали объясняли перед тренировкой. К сожалению, не смог сыграть на чемпионате мира в Минске, так как на последней тренировке сломал палец.
– Предыдущий сезон провели в "Сарыарке". Насколько быстро приняли решение продолжить карьеру в Караганде?
– Позвонил Алексей Дмитриевич Фетисов, пригласил в команду и я подписал контракт с "Сарыаркой". Уровень ВХЛ достаточно серьёзный. Все бьются за очки, в каждой игре нужно выкладываться по максимуму. Нет такого, что приехал из КХЛ и обыграл всех на одном коньке. Заняли первое место по итогам регулярного чемпионата ВХЛ. Остался доволен сезоном, приобретённым опытом.
– Из выступления за сборные Казахстана какие достижения можете выделить особо?
– За юниорскую сборную впервые сыграл на чемпионате Европы, заняли первое место. На Универсиаде под руководством Валерия Павловича Кириченко заняли третье место, соперничали с Чехией, Финляндией, Канадой. С национальной сборной Казахстана выигрывали чемпионаты мира в первом дивизионе, добывая путёвки в элиту. Все награды значимы и достаются тяжёлым трудом.
– Вернулись в родные пенаты - в клуб, в котором произошло немало организационных изменений. Каковы ваши ощущения?
– Пригласил в "Торпедо" Алексей Дмитриевич Фетисов, с ним мы работали в "Сарыарке". Перед "Торпедо" поставлена высокая задача. Родные и друзья здесь. Всех ребят в команде знаю. Перед родными трибунами выступал ещё будучи в фарм-клубе, поэтому чувствую большую ответственность перед родными, близкими, друзьями и болельщиками.
– Как проходят первые тренировки?
– Втягиваемся, тяжёлые нагрузки, работаем. Легко во время сборов не бывает.
– Молодые за советами обращаются?
– Пока ещё нет, только вышли на лёд. Наверное, скоро будут обращаться (улыбается).
– Те же масочники 1997 года рождения небось обращаются на вы?
– Почему же? По имени. Вообще в команде все общаются на равных, хороший микроклимат.
– Евгений, а что кроме хоккея?
– Очень люблю рыбалку, подводную охоту. В бильярд играю в свободное время, но редко получается. Большую часть нехоккейного времени посвящаю супруге и детям.
источник: ХК "Торпедо"