Накануне Кубка Казахстана тренерский штаб "Горняка" встретился с представителями областных и городских СМИ. Евгений Зиновьев, Олег Черкасов и Сергей Севастьянов прокомментировали изменения в составе, оценили уровень подготовки молодых игроков и поделились ожиданиями от Кубка Казахстана.
- Расскажите о себе.
Евгений Зиновьев: - Мы выросли в металлургическом районе Челябинска. Там тоже стоит огромный комбинат. Я - воспитанник челябинского "Металлурга". Играл там в хоккейной школе, получил хоккейное образование, затем выступал в команде мастеров. В составе "Трактора" становился бронзовым призёром первенства СНГ. С 2000 года перешёл на тренерскую работу. Был главным тренером "Мечела", "Газовика", "Южного Урала" и "Сарыарки".
Олег Черкасов: - Я тоже воспитанник челябинского "Металлурга". Два года служил в армии в СКА, кстати, с бывшим главным тренером "Горняка". Очень хорошо знаю Андрея Залипятских. Вообще, все казахстанские ребята 1970-го года рождения так или иначе пересекались со мной. И Кряжев, и Райский, и Сагымбаев, и Женя Корешков – со всеми у меня хорошие отношения. После армии девять лет отыграл в "Тракторе" и в 2003 году перешёл на тренерскую работу. Четыре сезона работал в школе "Трактора".
- Сына тоже воспитывали?
- С сыном, слава богу, не работал. Не довелось. Тогда я ещё сам в хоккей играл. В этом сезоне он был на сборах в "Тракторе", прошёл предсезонку, отыграл контрольные матчи, а теперь откомандирован в "Челмет".
- Евгений Александрович, как возник вариант с "Горняком"?
- Мне позвонил директор клуба, мы пообщались по телефону, затем состоялась встреча в Рудном. Обсудили цели и задачи и пришли к общему знаменателю.
- Олег Васильевич, вы уже не первый год работаете вместе с Евгением Зиновьевым. Это тоже сыграло свою роль при переезде в Рудный?
- Да, конечно.
- Сергей Александрович, недавно с ребятами на площадке бились. Наверняка остались среди них друзья. Это как тренеру не помешает?
- Нет. Ребята сами понимают, что нужно соблюдать субординацию. Это мне тяжело перестроиться. Ощутить себя тренером можно сразу, но забыть, что ты был хоккеистом – нельзя. Думаю, со временем всё встанет на свои места.
- Станковский, Попович, Кучин, Степанов. В прошлом сезоне ребята играли неплохо. Жилин, напротив, в прошлом сезоне пришёлся команде не ко двору, а теперь он снова в составе. Прокомментируйте уход-приход этих игроков.
- У каждого тренера своё видение состава. Тренер подбирает игроков под определённые цели и задачи. Начнём с Поповича. Мы хотели оставить его в команде, но он сам изъявил желание перебраться в Астану. Степанова мы посмотрели весной на нескольких тренировочных занятиях – к сожалению, его уровень не соответствует сегодняшнему уровню "Горняка".
Станковский долго болел и лечился. Когда он вышел на лёд, мы посмотрели и решили, что уровень его физической готовности и технической оснащённости тоже не позволяет ему пробиться в основной состав. Но мы не говорим, что это плохие игроки. Может, в какой-то другой команде они в полной мере проявят свой потенциал. Мы всем тренерским штабом желаем им успехов.
- Продолжая тему, в составе также нет Лобанова, Герова.
- Лобанов находится на просмотре в Астане. Думаю, руководство клуба решит, где он дальше продолжит свою спортивную деятельность. С Лёшей Геровым мы расстались по-хорошему. На сегодняшний день в команде появился вратарь немножко выше уровнем. Мы Лёше тоже пожелали удачи в новом клубе.
- Как удалось завлечь Антона Тодыкова в "Горняк"? Что послужило для него серьёзной мотивацией?
- Это наш большой секрет. Антон – воспитанник московского ЦСКА. Ему в своё время не нашлось там места и он уехал в Северную Америку, где играл в низших лигах. Мы активно сотрудничаем с агентами, в том числе и с агентом Антона. И когда он сказал, что есть такой парень, который нигде не играл, но есть огромное желание, мы решили рискнуть, посмотреть. Я считаю, что мы не ошиблись.
- В нынешнем составе достаточно приличное число легионеров. В прошлые же сезоны "Горняк" делал ставку на казахстанских хоккеистов. Изменился курс команды?
- Насколько я знаю, в Казахстане на сегодняшний день практически нет хоккейных школ. Можно выделить хоккейную школу Усть-Каменогорска, сейчас возрождают традиции в Астане и Павлодаре. И где брать этих отечественных хоккеистов? Их просто не хватает на 10 команд. Поэтому мы вынуждены обращаться за помощью к легионерам.
- В прошлом сезоне в команде тоже были легионеры с Запада, но они ничем себя не проявили.
- Если брать российского и европейского игрока примерно одного уровня, то россиянин запросит зарплату в два раза больше, чем иностранец. Исходя из этого, мы пригласили словаков, финнов, которые по уровню своего мастерства не уступают российским хоккеистам, но при этом они нам по карману.
- Евгений Александрович, возвращаясь к вопросу о местных игроках. В недавнем интервью сайту Шайба.kz вы отметили их недостаточную подготовку. Вот цитата: "У них, видимо, были пробелы в хоккейном образовании. Когда со стороны смотришь, складывается такое впечатление, что их не учили многим вещам. Когда начинаем им что-то показывать или объяснять, что для нас является элементарным, а у них взгляд, как будто им луноход открывают". Выходит, вы поставили детскому тренерскому составу Рудного за работу "два"?
- Это не значит, что здесь тренеры плохие, просто мне есть с чем сравнивать. Я воспитанник челябинской школы хоккея. Челябинск представлен во всех финалах, начиная от детского, юношеского, молодёжного хоккея и заканчивая взрослым. Челябинские воспитанники постоянно играют в юниорских, молодёжных сборных страны. Вот это показатель работы школы.
Я не говорю, что здесь плохо работают, я говорю, что нет воспитанников. Есть большие пробелы в передачах, катании, позиционной обороне, позиционной атаке. К примеру, Андрей Медяник. У него огромное желание, парень трудится здорово, мы очень довольны, но эти пробелы в хоккейном образовании мешают ему двигаться вперёд.
Олег Черкасов:- У челябинской школы хоккея целая система подготовки. Надо бы и здесь сделать такое, но, к сожалению, пока только "Барыс" работает в этом направлении. И получается, что они собирают все сливки Казахстана, а нам-то нужны игроки здесь, на местах. Свои местные воспитанники, которые бы подходили по уровню для команды мастеров – это штучный товар.
- Сергей Александрович, в прошлом сезоне – игрок, в нынешнем – тренер. С позиции наставника как думаете, что помешало "Горняку" подняться выше седьмого места?
- Это всё в голове было. Кто-то хотел играть, кто-то не хотел. Кого-то что-то устраивало, кого-то – нет. Не было сплочённого коллектива. А в этом году все друг за друга. Видно, что такой кулак у нас собирается. Думаю, что в этом году результат будет лучше.
- Евгений Александрович, следили за игрой "Горняка" в прошлом сезоне?
- Я следил за чемпионатом Казахстана, но сказать, что следил за командой "Горняк" - не скажу. Несколько игр видел.
- Отсюда вопрос, как вы оцениваете уровень судейства в чемпионате страны?
- Ещё не видел толком, но говорят, что уровень довольно-таки низкий. К сожалению, мы никак не можем повлиять на судей. Им надо расти.
Олег Черкасов: - Вот мы опять к этому же и вернулись. Пробел в хоккейном образовании коснулся и судей. Для их подготовки тоже нужна система. Согласны?
- Среди болельщиков и спортивных экспертов бытует мнение, что бывший главный тренер "Горняка" уделял чересчур большое внимание физическим нагрузкам. По этой причине во второй половине чемпионата команда выглядела как загнанная лошадь. Как вы будете строить свою работу?
- Я, конечно, не берусь судить коллегу, но в любом случае он тоже хотел добиться какого-то результата. Я не думаю, что он делал это во вред. У него, наверное, было убеждение, что он строит тренировочный процесс правильно. В его адрес ничего плохого сказать не хочу.
Мы же в этом году хорошо поработали над физическими кондициями и на земле, и на льду. Сейчас вторую неделю отрабатываем тактические построения команды – игру в большинстве, игру в меньшинстве. В тренировочном процессе всего должно быть в меру. Мы каждый день смотрим, какой компонент в игре хромает, и над ним соответственно работаем больше.
К старту команда должна подойти готовой и физически, и тактически, и психологически. Психологию надо ломать. У хоккеиста должна присутствовать хорошая спортивная наглость, чтобы команды, которые будут выходить против "Горняка", боялись нас. "Горняк" в этом году будет совершенно другой, мы заставим себя уважать и бояться.
- В тактике игры будут изменения?
- Обязательно. Мы сейчас полностью перестраиваем игру команды. У нас в арсенале будут несколько тактических построений, в зависимости от соперника, от того, домашняя это игра или выездная. Уважающая себя команда должна иметь у себя в арсенале несколько тактических построений.
- В предыдущие сезоны тренировочный процесс в команде строился по принципу: один тренер занимается с нападающими, другой – с защитниками, третий – с вратарями. Поменяется ли стиль работы?
- Поменяется. Такого деления не будет. Эта мода пришла откуда-то с Запада, а я воспитанник советской школы хоккея, где за все отвечал главный тренер. Когда один отвечает за нападающих, другой – за защитников, как только дело доходит до игры, кто в лес, кто по дрова. Мы же работаем единым коллективом, где каждый отвечает за общее дело, общие победы. Я направляю тренировочный процесс, коллеги мне помогают, подсказывают команде по ходу тренировки.
- "Горняк" - самая малобюджетная команда. Пока наши основные соперники добираются на игры самолетом, мы – поездом, автобусом. То есть приезжаем с забитыми мышцами, а через день игра. Вы учитываете этот фактор?
- Мы будем решать этот вопрос в процессе сезона. Но я скажу, что у меня есть богатый опыт работы тренером в "Южном Урале", когда мы три года ездили клубным автобусом по 1,5-2 тысячи километров. Любой выезд – автобусом. И это нам не мешало, мы достаточно успешно выступали в чемпионате России.
- Прошлый сезон "Горняк" начал с травм у ведущих игроков. Как с этим обстоит дело сейчас?
- От травм в хоккее никто не застрахован. Это очень травматичный вид спорта. Мы в этом году строим тренировочный процесс с учётом того, чтобы избежать ненужных, глупых травм. Это травмы, которые хоккеисты получают, если неправильно подходят к тренировочному процессу, плохо разминаются. Мы внесли корректировки и сейчас делаем упор именно на подготовку хоккеиста к работе. Надеюсь, что в этом году мы сдвинемся с места в положительную сторону и травм будет меньше.
- Во втором товарищеском матче с "Арланом" показалось, что Алексей Коптяев получил какую-то травму. Пару раз он даже просил замену, не доиграв. У него что-то с ногой?
- Алексей жив-здоров, тренируется и готов играть.
- На Кубке Зернового союза Казахстана Алексей Коптяев выходил с капитанской нашивкой. Как проходили выборы нового капитана?
- Выборов капитана ещё не было. Пока Лёша назначен решением тренерского штаба. Будет ли тренерское назначение окончательным или придётся проводить голосование команды, мы в ближайшее время решим.
- Будет ли у "Горняка" тафгай?
- Вопрос интересный. Когда я увидел "Горняк" в апреле – все такие маленькие, низкорослые, стало понятно, что команда в силовой борьбе проигрывает. В этом плане мы тоже сдвинулись. Вы видите, что команда прилично подросла. Есть несколько человек, которые могут постоять и за себя, и за команду. Конкретно тафгая у нас нет, но если надо ребята и подерутся, и поиграют в хоккей.
- Планируется ли модернизация ледового дворца спорта?
- Насколько я знаю из разговора с руководителем, готовится проект реконструкции ледового дворца. В ближайшие три года он будет реконструирован. В этом сезоне нам сделали новую тренерскую, светлую, уютную. Оборудуются новые скамейки для хоккеистов. В раздевалках проведён косметический ремонт. Качество льда для этого времени года неплохое.
Я приятно удивлён тем, что я здесь увидел. В общем, для полноценных занятий команды созданы все условия, учитывая наш скромный бюджет. В нашем распоряжении и стадион, и тренажёрный зал. Мы довольны.
- Как вы относитесь к приватизации хоккейного клуба "Сарыарка"?
- Да, слышал-слышал. Честно говоря, я не совсем понимаю, что этой приватизацией хотят достичь и как это все будет выглядеть технически. Как мне объяснили, я вдвойне этого не понимаю. На сегодняшний день даже в России, а в Казахстане тем более, нет ни одного клуба, который бы выходил на самоокупаемость.
Все клубы в России убыточные, дотационные. Кто-то содержится за счёт бюджета, кто-то – за счёт спонсоров. В основном все сидят на бюджете. Приватизировать клуб – это значит отдать его в частные руки. Я не думаю, что найдётся желающий, готовый выложить из своего кармана 10 миллионов долларов за команду, зная, что она не принесёт ни копейки прибыли, а только одни убытки. И что, если эти клубы не выкупят, их закроют?
- Достаточно неплохо прошли предсезонку, завоевали второе место на Кубке Зернового союза. Звезду не поймаете?
- Пока не с чего (смеётся). Идёт предсезонная работа, тяжелая работа. А то, что на фоне этой физической загруженности мы неплохо выглядели в контрольных матчах, в том числе и на Зерновом Кубке - это большой плюс ребятам.
- У вас такое приподнятое настроение. Оно сохранится на протяжении сезона?
- Надеемся.
- А основания для этого есть?
- У хоккейной команды "Горняк" богатые традиции. И седьмое место, которое клуб занял в прошлом сезоне в регулярном чемпионате, никого не устраивает – ни руководителей, ни многочисленных болельщиков. Но есть огромное желание с этой точки сдвинуться и двигаться только вперёд. Чтобы и в историю новую страничку вписать, и самим не было стыдно за работу. Мы с ребятами уже беседовали, им тоже хочется новых побед.
Я думаю, что в этом сезоне мы будем в большей степени радовать своей игрой, чем огорчать. Надеюсь, что количество побед увеличится. Соответственно и у нас, и у болельщиков настроение будет хорошее. Хочется, чтобы и на итоговой пресс-конференции по окончании сезона у нас были такие же радостные лица.
- Цели и задачи на сезон уже определены?
- На сезон ещё нет, а вот на Кубок Казахстана – да. Это первый серьёзный турнир. И, конечно, хочется уже что-нибудь выиграть.
- То есть можно уже билеты в Темиртау покупать?
- Надеюсь, что так оно и будет (смеётся).
источник: ХК "Горняк"