Бывший защитник сборной Казахстана Алексей Коледаев, выступавший на пяти чемпионатах мира и Олимпийских играх в Турине, рассказал о проблемах развития хоккея в стране.
- В пору своей игровой карьеры вы много матчей провели за сборную Казахстана и родное "Торпедо". В "Барыс" никогда не звали?
- Только сначала, когда команда играла в ВХЛ. Но я отказался и поехал играть в Усть-Каменогорск. Это было в 2007 году, когда казахстанцев в России признали легионерами. В тот момент я из Новосибирска перешёл в Новокузнецк, но меня не захотели брать как легионера. После сборов уехал в Усть-Каменогорск. "Барыс" меня тогда приглашал, но решил побыть дома.
- В конце прошлого сезона вы поработали в тренерском штабе главной команды "Металлурга". С чем был связан ваш приход в ВХЛ?
- Сложно сказать. Руководство клуба приняло такое решение. Наверное, для карьерного роста, чтобы набраться опыта у главного тренера команды Альберта Леонидовича Логинова.
- Насколько полезным для оказался опыт работы с первой командой?
- Жалко, что не попали в плей-офф и не справились с задачей. В принципе, конечно, интересно работать в ВХЛ. Со взрослыми ребятами всё по-другому, другое общение. Игры у нас были напряжённые, поэтому было интересно.
- За казахстанским хоккеем в последнее время следите?
- Да, смотрел чемпионат Казахстана. Сейчас в Усть-Каменогорске есть команда по Казахстану, есть и другие клубы. Много ребят знакомых там играют, поэтому заглядываю, а когда есть время - смотрю. Слежу за "Барысом". И даже попал на одну игру команды в прошлом сезоне, когда мы приезжали играть со "Снежными Барсами". А так в основном просматриваю матчи по телевизору.
- "Кузнецкие Медведи", в которых вы работаете на протяжении нескольких последних сезонов, выступают в одной конференции со "Снежными Барсами" и "Алтаем". Какое впечатление производят на соперников казахстанские молодёжные команды?
- Хорошие и интересные команды. Конечно, в последнее время и мы, и казахстанские команды играем тяжеловато. Я понял, что в "Снежных Барсах" в основном свои воспитанники. Мы тоже стараемся опираться на местных ребят. Конечно, много хороших и интересных хоккеистов. Если сравнивать казахстанский и российский хоккей, то у казахстанских игроков есть возможность играть на международных турнирах. У нас нет ребят из сборной. Хотя в этом сезоне двух наших хоккеистов приглашали на сборы, но на игры не взяли. Это нападающий Сергей Юдин и защитник Григорий Рудаков, оба 2002 года рождения.
- За "Кузнецких Медведей" играет сын Станислава Пиневского Эдвард, уже на подходе к команде ваш сын Тимофей. А много вообще в Новокузнецке хоккейной молодёжи, имеющей отношение к Казахстану?
- В принципе, наверное, это единственные спортсмены, у которых родители - выходцы из Казахстана. Больше никого нет.
- Как считаете, почему усть-каменогорская хоккейная школа сейчас утратила своё величие, которое имела ещё во времена Советского Союза?
- Наверное, был большой отток детских тренеров. В принципе, если сравнивать с временами СССР, когда было развитие, тогда были хороший и сплочённый тренерский штаб, определённая методика, по которой все вместе работали. Возможно, из-за этого школа и давала такие результаты. Были система и тренер-методист, который вёл весь этот процесс, наблюдал, всё это контролировалось.
Раньше было много турниров. Каждые каникулы мы ездили в Москву, Рыбинск, Ярославль, Тольятти, то есть постоянно были на западе. Не то что сейчас. Если взять усть-каменогорскую школу или школу того же "Металлурга", то ребята играют между собой и на запад даже не выезжают. Опыта получают мало.
- В чём ещё заключаются основные сложности развития хоккея в Казахстане?
- Наверное, не хватает школ. В принципе, опять же, если сравнивать с российским хоккеем, где команд уровня КХЛ много, в Казахстане всего один такой клуб. Если вспомнить предыдущие сезоны "Барыса", то в команде было много легионеров, которые на протяжении всего времени участвовали в чемпионате, и их практически не меняли.
Наших же ребят, которые играли и за сборную, было всего три человека, то есть тех, которые играли постоянно. Остальные хоккеисты были то там, то тут. То их по Казахстану в фарм отправляли, то ещё куда-то. Потом получается, что на международную арену мы выходим с тремя защитниками, которые играли в КХЛ. Такая же система с нападающими и вратарями.
Думаю, для того, чтобы достойно выступать на чемпионате мира, нужно, чтобы по Казахстану было клубов пять, где будет большое количество своих воспитанников. Раньше так и было. Много ребят из Усть-Каменогорска выступало на высшем уровне в России, из-за границы, из НХЛ приезжали, а потом получалась крепкая сборная.
- Идёт ли на пользу казахстанскому хоккею выбранный КФХ путь натурализации иностранных хоккеистов?
- Наверное, веяние такое сейчас. Получается, что если взять Корею, которая участвовала на Олимпиаде, то там вратарь, нападающие и защитники уже на протяжении долгих лет выступали за "Аньян Халла" в Азиатской лиге. Корейский хоккей потихоньку растёт и выравнивается. Поэтому, может быть, и нам это пригодится. Насколько только это будет в ущерб своим хоккеистам и молодёжи, которая пострадает? Ребята же не смогут попасть в команду, так как места будут заняты.
- Вы играли за сборную Казахстана, когда там практически не было натурализованных игроков, но результаты у команды были даже лучше, чем сейчас. Есть ли связь в ухудшении наших показателей с появлением в сборной легионеров?
- Особой связи нет. Повторюсь, когда мы выиграли отборочный турнир на Олимпиаду, у нас просто был хороший уровень хоккеистов. По возрасту всё удачно складывалось, была прослойка между ветеранами и молодёжью. Вместе всё формировалось в крепкую команду.
Если смотреть предыдущие чемпионаты, когда были на закате Корешковы, то в сборной было слишком много ветеранов, а молодёжи не было, как и игроков среднего уровня. Возможно, из-за этого выступления пошли на спад, так как ветераны ушли. Так получается, что хоккеистам сейчас не хватает опыта игры на высшем уровне. Уровень казахстанского чемпионата в последнее время поднялся. Но всё-таки для того, чтобы сборная могла выступать на высоком уровне, его маловато.