Главный тренер столичной "Астаны" подвёл итоги первого этапа регулярного чемпионата Казахстана.
- Завершён первый круг чемпионата Казахстана. Какие итоги можно подвести после первого этапа?
- Учитывая финансовые возможности нашего клуба, и то, как формировалась наша команда на старте сезона, рассчитывать на какие-то успехи в начале сезона в турнирной таблице не представлялось возможным. Поэтому итоги первого круга нужно подводить, опираясь на какие-то другие критерии. Это в первую очередь то состояние, в котором мы были в начале сезона, какие игры показывали, и в конце - декабрьские игры. В этом плане разница большая. Появился рисунок игры, появилось взаимопонимание игроков. Не только мы, но многие отмечали прогресс в игре.
Если взять последний матч уходящего года, хотя и счёт был 2:6, провал был всего 7 минут, а 53 минуты играли на равных. Это и вторая игра с "Хумо", где мы заставили соперника взять таймаут. То есть им пришлось поднапрячься, чтобы выиграть. То же самое с "Иртышом", сняли вратаря, забили гол. Заставили их перестроить игру, чтобы добыть очки. Обыграли "Темиртау". Ребята тоже это всё видят, и в связи с этим у них начинают появляться амбиции. Они видят определённые успехи. То есть в декабре, в каждой из пары матчей есть игры, где мы доставили хлопоты соперникам. Есть уверенность, что они могут играть и обыгрывать. Это касается командных действий.
Что касается индивидуально игроков, то мне было удивительно, что игрок в 20-летнем возрасте за такое короткое время может подрасти, прогрессировать и выделяться. Парни сами знают, о ком речь. Мы говорили об этом на собраниях. Считаю, что итоги больше положительные. Никто от нас не ждал, что мы войдём в зону плей-офф. Но даже тот же микроклимат в команде, я считаю, он достигнут. Отсюда вышли неплохие матчи. Я доволен взаимодействием игроков как на поле, так и в быту.
- Клуб взял курс на своих доморощенных тренеров. Плохо это или хорошо?
- Что касается курса, он всегда один и тот же. Несмотря на то, что в разные годы разные бюджеты, курс всегда был на взращивание своих игроков. Есть своя хоккейная школа, лучшая на данный момент, и, соответственно, игроки - начиная от 1998-го года рождения и до 2003-го. В этом году играли именно игроки этих возрастов.
Соответственно, и тренерский штаб команды должен быть, наверное, олицетворяющий школу. То есть проработавшие в этой школе какой-то определённый период. Как показатель преемственности. Если и дальше будет сохраняться такая вертикаль: взрослая команда - молодёжка - школа, я считаю, что даже если появится возможность привлечения более квалифицированного тренера, то помощник всё равно должен быть выходцем из местной школы.
И меня, и Никиту Васильевича знают многие дети из нашей школы. Приходя на игры, они всё желают нам удачи. Кричат, поддерживают с трибун. Это не купишь ни за какие деньги. Они приходят, остаются после тренировок. Это традиции, это патриотизм. Это чувства, которые выше, чем деньги, бюджет и так далее. Ребёнок, приходя на игры, видит, что вчерашние воспитанники школы уже играют на профессиональном уровне, бьются, стараются. Это большое дело.
- Сложно ли было перестроиться с детско-юношеского хоккея на взрослую профессиональную команду и резко взять новый курс?
- Перестроиться с детского хоккея на взрослый... Ожидалось, что будет сложнее. Конечно, разница определённая есть, особенно в тренировочном процессе. Но я был к этому готов. Потому как за всю свою тренерскую деятельность выпускал три разных возраста, передавал в молодёжную лигу. Это ребята 16-ти лет.
Мне это очень близко. Скорости, конечно, другие, и где-то пришлось перестроиться в плане тактики. Но, по большому счёту, я всегда больше тяготел к работе со взрослыми хоккеистами. Чтобы смотреть, как работают какие-то тактические взаимодействия, перестраиваться по ходу игры. Это мне более по духу, более интересно.
- Работа в тренировочном процессе и играх, на что сделан упор? На атаку, на оборонительные действия?
- Как и любой тренер, при определении стратегии я смотрю на подбор игроков, на тактику. Отсюда определяется, на что будет сделан дальнейший упор как в тренировках, так и на играх. У нас, понятно, команда молодая, грубо говоря, аутсайдер. Значит, будем больше обороняться. У нас не было особого времени на подготовку. Пришлось в игровом времени над этим работать. Где-то даже в сжатые сроки.
Понятно, что свою работы мы начали с обороны, позиционной обороны в своей зоне. Потом построение обороны в чужой зоне, чтобы грамотно встретить соперника. Когда это начало приносить свои плоды, начали работать над атакующими действиями. После игр делаем каждый раз анализ. Как говорится, где тонко, там и рвётся. Прорабатываем моменты, где у нас не получается, над этим и работаем.
- Под конец первого этапа команда начала играть совершенно по-другому, демонстрировать совершенно другой хоккей. С чем связано столь позднее "зажигание"?
- Да, команда начала играть по-другому, и я в первом вопросе уделил этому внимание. Мы продолжаем работать. И какому-то обывателю может показаться, что у нас как идёт, так и идёт (череда поражений - прим.), но нет. Мы работаем. И все голы мы разбираем, это более 200 пропущенных шайб, начинаем притираться друг к другу. Хоккеисты начали наши требования принимать, мы - что нужно им. Ну и начали выстраивать отношения, чтобы в команде был микроклимат благоприятный, хорошая атмосфера.
Повторюсь, после локальных хороших отрезков - период, какой-то отрезок матча - мы начали от них отталкиваться, начали ребятам вселять уверенность, что они могут играть. Добыли сначала одно очко, потом взяли свою победу, и ребята начали потихоньку выбираться из этой психологической ямы. Появилась уверенность, что мы можем играть лучше. И парни сами начали к самим себе и друг к другу предъявлять претензии, когда что-то не получается.
- Многие наставники команд соперников, видя такое, скажем, бедственное положение команды в турнирной таблице, относились крайне некорректно. Кто-то позволял себе отпустить до завершения игры первую пятёрку в раздевалку. Кто-то всем своим видом показывал, что мы - не соперник им, очки дадутся легко. Сильные и слабые стороны этого вопроса, хотелось бы озвучить.
- Да, первое время, когда мы начинали, как бы это ни звучало грустно и грубо, игры-то никакой не было. И то, что мы показывали на льду… Просто опускались руки. Поэтому соперник, видя это, проходил по нам катком. И в плане счёта, и в плане игры. Зацепиться не за что было. Отсюда и критика такая у тренеров. Естественно, что они высказывали своё мнение. Кто-то, смотря на нашу работу, поддерживал. Мы всё равно, несмотря на наше положение и наши поражения, продолжали работать. А что нам ещё остаётся делать?
Зато в конце уже совсем пошли другие комментарии. Некоторые уже стали и про какой-то недонастрой говорить со своей стороны. Я скажу, что недонастрой, конечно, может иметь какой-то фактор, но не всё зависит от соперника. Тут и от нас многое зависит. Игры бывают разноплановые.
Бывает, что соперник в начале накидает нам голов, а потом мы уже начинаем выкарабкиваться из этого и сохранять более-менее приличный счёт. Где-то, наоборот, первые два периода мы играет отлично, но одна две ошибочки склоняют чашу весов в пользу соперника. Поэтому от нас тут тоже много чего зависит.
И опять же повторюсь, комментарии тренеров другие. О том, что молодые ребята, растут, создают какие-то проблемы нам и так далее. А о том, что кто-то не нужен, или что-то в таком роде... Я считаю, что нужно каждому давать шанс поиграть, что-то отработать. По меньшей мере, считаю некорректно рассуждать как о сопернике, так и о том, нужна или нет такая команда, как мы.
- Ваши пожелания своим подопечным. Понятно, что всё было сказано, но, тем не менее.
- Пожелания? Мы проговорили это после последней игры, когда поздравляли всех с Новым годом. Есть вопросы относительно нашего будущего, и это создаёт немного напряжённую атмосферу. Но что бы ни произошло, говорят, надейся на лучшее и готовься к худшему.
Пожелали всем удачи и провели неплохое время вместе. Ребята хорошие, и очень здорово, что они все оказались у нас. И почему они оказались здесь, у каждого своя на то причина. Но в любом случае у них у каждого есть возможность работать, совершенствоваться, продолжать карьеру.
Если у нас нет задач давать результаты по турнирной таблице, то у нас стоят задачи выдавать игроков. Чтобы за сезон у них была возможность попасть в другие команды. Либо своих воспитанников, чтобы мы могли отправить в серьёзные клубы с задачами. А уже более молодые игроки, чтобы смогли попасть в сборные. Это наша основная задача, приоритет. Хочу, чтобы те задачи, поставленные перед нами и ними, удались. Ну и, конечно же, всем здоровья, и всех с Новым годом!