Во второй части экслюзивного интервью Ерлан Сагымбаев рассказал о том, как едва не пропустил Олимпиаду в Нагано из-за травмы, начале тренерской карьеры и о совместной работе с Владимиром Крикуновым и Ари-Пекка Селиным.
Вернувшись в родной Усть-Каменогорск в начале 90-х, Ерлан Сагымбаев стал полноправным игроком основного состава "Торпедо", а их звено с Павлом Каменцевым и Олегом Кряжевым выделялось своей результативностью. Вскоре все трое оказались в омском "Авангарде", установили несколько клубных рекордов, а затем судьба раскидает боевых товарищей по разных городам и клубам. В 2007 году главный тренер "Казцинк-Торпедо" Ерлан Сагымбаев пригласит в усть-каменогорскую дружину своего товарища Олега Кряжева, и опытный форвард ответит согласием.
Именно под руководством Ерлана Сагымбаева "Казцинк-Торпедо" заняло третье месте в Суперфинале Континентального Кубка в Риге, а болельщики до сих пор смотрят запись памятного матча с казанским "Ак Барсом". Известный эксперт Сергей Гимаев, комментировавший ту встречу, очень лестно отзывался об игре усть-каменогорцев и о славной некогда кузнице хоккейных кадров…
После "Казцинк-Торпедо" тренерская карьера Ерлана Ерлесовича продолжилась в Караганде, а вскоре в Павлодаре, с которым герой нашего интервью завоевал бронзовые и серебряные медали казахстанского чемпионата. Успехи казахстанского специалиста не останутся незамеченными в Астане. В 2012 году руководство "Барыса" пригласило известного российского специалиста Владимира Крикунова, а Ерлан Сагымбаев вошел в тренерский штаб.
- В конце 80-х в "Торпедо" выступала классная молодежная тройка Борис Фукс-Андрей Райский - Константин Шафранов. После успешного сезона Андрея Райского задрафтовал "Виннипег Джетс", Борис Фукс уехал в Германию, а Константин Шафранов отправился в "Сент Луис Блюз". На их примере сформировалось и наше звено с Олегом Кряжевым и Павлом Каменцевым. Тут важен психологический момент: одно дело, когда тебя ставят в тройку с опытными игроками, то боишься ошибиться, и давит ответственность перед старшими товарищами. Другое дело, когда выходишь на лед в тройке со своими сверстниками. У нас стало получаться, появилась уверенность. Считаю, что наше звено смотрелось достойно и приносило пользу команде. Отыграли в одном сочетании три сезона.
- В середине 90-х отправились в омский "Авангард", который приглашал вас раньше.
- Экономическая ситуация в стране была сложной: не получали заработную плату по полгода. К тому времени уже женился, семью нужно было кормить. Поэтому из "Торпедо" начали разъезжаться ведущие игроки. Уезжали в Магнитогорск, Омск не от хорошей жизни. Два сезона в омском "Авангарде" получились удачными. Если бы не травма, могло сложиться еще более успешно. Еще обиднее, что получил ее не на льду: во время зимних сборов в Эмиратах играли в баскетбол, и я наступил на пустую пластиковую бутылку. Подвернул голеностоп, порвал связки, и два месяца нога была загипсованной. Потом еще период реабилитации, и после этого перестал попадать в состав. А конкуренция за место в составе была высокой, ведь Леонид Георгиевич Киселев собрал серьезную команду: приехали мастера из Казахстана, Белоруссии, Украины, особенно из тех команд, которые стали испытывать большие финансовые трудности. Мой контракт с "Авангардом" был рассчитан на три года. Отыграл два сезона и тут возник вариант с корейским клубом.
А заприметили меня корейские тренеры на Азиатских Играх в Харбине, где мы, обыграв своих главных конкурентов японцев, выиграли золотые медали. Корейцы стали вести переговоры с тогдашним генеральным секретарем Федерации Марком Долговым по поводу моего перехода. Предложили шикарные условия с перспективой перехода на тренерскую работу. Однако, согласно тамошнего регламента в национальном чемпионате запрещались легионеры и продолжить карьеру за рубежом не удалось.
- А может оно и к лучшему? Оставшись в российском чемпионате, были на виду у тренеров сборной Казахстана и вместе со своими товарищами из "Устинки" произвели фурор на Олимпиаде в Нагано. Из российских клубов отпускали в расположение сборной без проблем?
- После Южной Кореи доиграл сезон в составе новокузнецкого "Металлурга" под руководством Николая Ивановича Мышагина, за что ему большое спасибо, так как в разгар сезона было трудно найти команду. В межсезонье поступило предложение от главного тренера "Сибири" Владимира Николаевича Гольца, ему помогал Олег Павлович Домрачев, начальником команды работал Юрий Анатольевич Селиверстов, а полсостава были воспитанниками усть-каменогорской школы, и это повлияло на мой выбор.
Что касается Олимпиады, то когда до ее начала оставалось две недели, мы проводили календарный матч российской суперлиги в Нижнем Новгороде. И в одном из эпизодов после броска шайба попала мне в руку. Почувствовал боль, врачи заморозили, и продолжил играть. А потом упал на эту руку, и боль усилилась. А когда летели в Новосибирск, рука разбухла так, даже кольцо не мог снять с пальца. Снимок показал, что у меня осколочный перелом со смещением. Представляете, и это за две недели до Олимпиады!
- Долго не спали от досады?
- Для меня это был удар ниже пояса! Сыграть на Олимпиаде – мечта каждого спортсмена и упустить ее из-за такой травмы именно накануне Игр…
В Новосибирске объяснил врачу-травматологу ситуацию – мне скоро ехать на Олимпиаду. А она в ответ: "да вы что молодой человек? Месяц только будете в гипсе ходить", похоронив своими словами все мои надежды. Вышел из кабинета с опущенной головой.
И тут такая удача. В Новосибирске работает известный травматолог Егор Дрёмов. К нему и сейчас приезжают хоккеисты, футболисты – великолепный специалист. А клубный врач "Сибири" дружил с ним, и посоветовал поехать на прием. Посмотрев снимок, Егор Юрьевич сказал: "ничего, будешь играть на Олимпиаде". Помог даже кольцо снять, правда, пришлось терпеть сильную боль. Вместо гипса наложил специальную лангетку. Играл на обезболивающих уколах. Доложил о своей травме руководству сборной и Борису Викторовичу. И я благодарен за то, что в меня поверили и позволили сыграть на Олимпийских Играх, несмотря на такую травму.
- Когда забрасывали Михаилу Шталенкову о боли и не вспоминали?
- К тому времени уже снял лангетку, и рука более или менее стала заживать.
- Каково это находиться в одной олимпийской деревне со звездами мирового хоккея?
- Это просто праздник, и, в первую очередь, огромная ответственность перед страной. Чувство чего-то нереального. Очень волнительное событие! Тем более, что впервые разрешили играть НХЛовцам. Скажу за себя: в матчах с НХЛовцами почувствовал колоссальную разницу между заокеанской лигой и российской суперлигой.
- Что сказал Борис Викторович после громкой победы над словаками?
- Была всеобщая радость, и я, если честно уже не помню подробно все слова, сказанные в раздевалке нашим главным тренером. Зато до сих пор в памяти, как в конце матча со Словакией двухминутный штраф получил Александр Корешков, и сумели отбиться в меньшинстве. Когда закончилось штрафное время, Александр вышел со штрафного бокса, Игорь Земляной парашютом отправил шайбу ему на ход, и нынешний президент "Барыса" убежав один на один с вратарем, забросил решающую шайбу! В оставшееся время игра проходила в нашей зоне: словаки понимали, что могут нам проиграть. Весь дворец болел за нас! Нам казалось, что сумасшедший штурм словаков будет длиться вечно. Японские болельщики кричали, визжали, переживали за сборную Казахстана, в итоге мы отстояли победный счет. Нас поздравляли все члены олимпийской делегации, глава Национального Олимпийского комитета Аманча Акпаев. Бориса Викторовича лично поздравил президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.
- Сколько вы не доиграли?
- Об этом сейчас не задумываюсь и не жалею. Закончил по состоянию здоровья. Остался в хоккее и по сей день занимаюсь любимым делом. Большой спорт отнимает много физических сил. Конечно, хотелось бы еще поиграть. Тем более, что были приглашения и из суперлиги. Но так сложилось.
Вернулся домой, начал работать в хоккейной школе, помогая Юрию Дмитриевичу Кривомазову с ребятами 1984 г.р, и Борис Викторович предложил вернуться в команду. "Казцинк-Торпедо" выступало в первой лиге в регионе Сибирь-Дальний Восток. Отыграл еще один сезон в качестве хоккеиста.
Начал работать в фарм-клубе с молодежной командой "Казцинк-Торпедо-2", затем и в молодежной сборной Казахстана. Талгат Жайлауов, Роман Старченко, Досжан Есиркенов, Александр Шин, Евгений Рымарев, Роман Савченко и многие ребята прошли через фарм-клуб и начинали свою взрослую карьеру именно во второй команде, затем перейдя в команду мастеров "Казцинк-Торпедо".
- В 2006 году руководство "Казцинк-Торпедо" назначило вас на пост главного тренера основной команды. Правда, что ваш первый тренер Олег Павлович Домрачев выступал в качестве консультанта?
- Я очень хотел, чтобы Олег Павлович вошел в наш тренерский штаб. Но, к сожалению, на медкомиссии у него обнаружили опухоль в легких с подозрением на рак. Сделали операцию, после которой он хорошо себя чувствовал, приходил на наши тренировки, консультировал и помогал нам. Но болезнь взяла свое. Его смерть стала ударом для всех нас. Для хоккеистов 1970 г.р, Олег Павлович был вторым отцом.
- Поговорим о вашей работе в "Барысе". Чем силен Владимир Крикунов?
- Я жалею об одном - слишком мало работал с Владимиром Васильевичем. Всего один сезон. Владимир Васильевич - мэтр отечественного тренерского цеха. Каждый день мы узнавали новое, как в тренировочном процессе, так и в игре. Понимание хоккея, умение находить глубинные причины поражений и устранять их – этому учились у Владимира Васильевича. Да и как человек - он личность с большой буквы: открытый, добродушный, без каких-либо намеков на свое имя. С удовольствием делился своим богатейшим опытом с нами. Подкупало то, что Владимир Васильевич видел во мне ученика.
- Ари-Пекка Селин специалист с европейским подходом и менталитетом. Чему можно научиться у него?
- Опять-таки жаль, что всего сезон трудились бок о бок с Ари-Пекка Селиным и Раймо Хелминеном. У них другая культура и своя философия игры: начиная с тренировочного процесса и заканчивая отдельно взятыми игровыми моментами. Почерпнул для себя много полезного.
- Болельщики со стажем помнят вашу игру, начиная с юных лет. Как и самобытную тройку Каменцев - Сагымбаев - Кряжев. Наиболее активные и дотошные помогают нам со статистикой прошлых лет, да и своим рассказами о славных временах вдохновляют на подобные интервью и новые журналистские идеи.
- Мне очень приятно это слышать. Я всегда помню свои корни, связи с усть-каменогорскими болельщиками и родным городом не теряю. Богатая история "Торпедо", традиции усть-каменогорского хоккея для меня не пустой звук. Играть и работать в усть-каменогорском "Торпедо" престижно и ответственно. Наши болельщики разбираются в хоккее и понимают эту игру. Важно оправдать их доверие и ожидания.
источник: vksport.kz