Капитан студенческой сборной Казахстана Александр Липин рассказал почти обо всех подробностях прошедшей Универсиады.
- Как ты получил предложение сыграть за студенческую сборную Казахстана?
- Прочитал в интернете, что я в числе кандидатов, ещё перед товарищескими играми, когда они в Корею летали. А сам вызов - мы до последнего не знали, что мы поедем, и когда мы с Лёней прилетели в Павлодар, по-моему, с Континентального Кубка, нам сказали, что мы едем на Универсиаду.
- Как ты отнесся к этой новости?
- Я только "за", хотелось сыграть.
- На стипендию не жалуешься?
- Нам её пообещали, пока, правда, не выплатили, но надеюсь, жаловаться не придётся (смеётся).
- За серебряную медаль, наверное, все зачёты автоматом поставили?
- Мгм, поставили (смеётся).
- Главным тренером был назначен Владимир Плющев, что можешь сказать об этом специалисте?
- Сразу видно, что человек с большим опытом на подобных турнирах. Ехали, конечно, мы с небольшой опаской, потому что никогда с ним не работали, не знали, что ожидать. Впечатления остались только положительные. Знает своё дело, раскладывает всё по полочкам, всегда настраивает только на позитив. Всё у него идёт через позитив, хорошее настроение. В общем, плохого ничего не могу сказать.
- Как произошло назначение тебя в капитаны сборной? Понравилось быть в этой роли?
- Была последняя тренировка в Мичурино, он ко мне подъехал и спросил, как я смотрю на то, чтобы он назначил меня капитаном, тренерский штаб пришёл к такому решению. Конечно, для меня это большая честь. Если вот так сейчас навскидку взять, даже не помню, был я капитаном или нет, а здесь так получилось символично, можно сказать, последний раз на Универсиаду съездил, ещё и капитанство дали. Пришлось быть везде ответственным: и на льду, и в быту.
- Советов как капитанить у Сергея Мирошниченко не спрашивал?
- Да я без него разобрался (смеётся).
- Как тебе в целом турнир, его организация?
- Организация была очень плохая в сравнении с предыдущей Универсиадой, где всё было идеально: и питание, и стирка, и сушилка - в общем, много тех вещей, которые там были на уровне. А в Италии везде и всё вызывало нарекания. Наше руководство пыталось как-то всё изменить, но ничего толком не получалось: начиная от ресторанов, где мы питались, и заканчивая раздевалками - всё было не очень, и это ещё мягко сказано.
- Помимо этих проблем, с какими-нибудь ещё сталкивались?
- Если только акклиматизация. Этот город, как и Азиаго, находится в горах. По-моему, это даже одна провинция, но он находится чуть ниже. Но хорошо, что мы приехали дня за три до начала турнира. И если, допустим, тогда она свалилась на нас во время игр и мешала, то здесь уже прошла как-то незаметно.
- Чем в свободное время занимались?
- Ходили город смотреть или лежали в номере, на ноутбуке фильмы смотрел, читал - в общем, ничем особенным. Два дня у нас были свободными от игр после группового турнира. Один день был полностью выходным, на другой - поставили тренировку. В общем, там можно было подняться за 16 евро в горы на канатке и оттуда посмотреть, как люди катаются на лыжах. Это было очень красиво и ещё раз подтвердило, что там делается всё для людей.
- За эти два месяца ты частый гость в Италии, желания остаться там не появилось?
- В таком городе, как Кавалезе, точно нет. Ходишь, смотришь на них, на их быт - они живут, как будто под куполом, ничего не знают, просто живут, работают. Не скрою, в Европе, конечно же, я бы хотел жить, но не в маленьком провинциальном городке.
- Вернёмся к турниру. Какие впечатления остались от него? Игры с каким соперником тебе понравились?
- Мне очень понравились игры с американцами и канадцами, потому что у них быстрый, жесткий хоккей. Правда, американцы немного хамили. А если в целом говорить, то в сравнении с предыдущей Универсиадой уровень команд был там чуть повыше, но на этой были явные фавориты - канадцы. Они привезли очень хорошую команду. Я не видел сборную России на льду, но говорят, тоже была неплохая команда.
- Это правда, что в сборной Канады все игроки были студентами?
- У них просто это систематизировано. У нас понятия "хоккеист-студент" как такового не существует. Мы выпустились со школы, а потом уже кто куда пошёл: кто в ВУЗ, кто в колледж. У них всё это по-другому. Мы в номере с Лёней Метальниковым про каждого игрока сборной Канады смотрели информацию. Каждый из них играл в какой-то лиге, но перед этим сезоном их собрали в одной команде, и они, по-моему, 23 игры сыграли тоже в какой-то лиге, студенческой или другой, точно не могу сказать, у них там их много в Канаде. Это у нас особо не разбежишься.
- Два матча с одной и той же сборной, но разный результат. Почему?
- Начнём с того, что перед первой игрой с Канадой у нас были полноценные сутки отдыха. Во-вторых, я думаю, что в первом матче с нами канадцы недооценили Казахстан, то есть до этого накидывали каждой команде за десяток шайб, а здесь после первого периода они забросили всего одну, после какого-то глупого рикошета. Скорее всего, они не ожидали, что мы сможем им что-то противопоставить. В-третьих, когда мы повели с перевесом в одну-две шайбы, они поплыли, немного растерялись, стали допускать ошибок много. Четвертое, и, на мой взгляд, самое главное - судейство было объективным, нежели в финале. То есть в финале пункт первый и четвертый отпадают, второй получается тоже, а вот третий тут уже применим к нам.
- К теме судейства мы ещё вернемся. Какие игры для тебя были тяжелее: в финале Универсиады или на Континентальном Кубке?
- На Континентальном Кубке я выступал не много раз. А так, чисто физически, в финале Универсиады немного подсел, ночь толком не спал, плюс дорога, может, и морально давило. В целом по стилю игры не отличались. И итальянцы, и англичане на Континентальном Кубке показывали жесткий, канадский стиль игры, "Торос" немного в другую игру играл, а всё остальное то же самое. Очень много игры на пятаке и добивании. Всё очень просто, но эта простота и дала результат.
- Кого было приятнее побеждать: сборную Канады или двукратного чемпиона ВХЛ?
- Хоть игра с "Торосом" и была принципиальной из-за разговоров про уровни ОЧРК и ВХЛ, всё же канадцев обыграть приятней. Правильно нам тренер сказал: "Они всегда себя считают лучшими в хоккее". И лишний раз спустить их с небес на землю вдвойне приятно.
- Не совсем было понятно по видео-трансляции, за что с поля удалили Алексея Воронцова и Александра Казначеева.
- Казначеева удалили за то, что якобы намеревался ударить канадца, целясь откровенно в голову, но он увернулся, соответственно удара не было, но судья почему-то посчитал это за удар. Лёху Воронцова, по-моему, удалили якобы за колющий удар, но, на самом деле, он просто под него упал. В общем, если сейчас эту всю игру внимательно смотреть, может, я и поменяю своё мнение, но тогда и сейчас я считаю, что эти удаления не тянули на то, чтобы игроков отправлять в раздевалку.
- Много мнений было сказано, почему мы проиграли, а вот почему победили канадцы, на твой взгляд?
- Они начали всё очень просто. Первая быстрая шайба, которую они получили от нас, не вывела их из равновесия. Они начали снова гнуть свою линию, собрались, выигрывали единоборства, выигрывали игру на пятаке, бросали изо всех позиций, плюс мы прозевали выход один в одного, и пошло, не успели оглянуться - они уже вторую заколотили, третью. И попробуй тут отыграйся. Проще говоря, они взяли нас тем же оружием, которым мы победили их в первом матче.
- Ты сам говоришь, да и по игре было действительно видно, что у них много моментов, много бросков из любых позиций, они всё делали очень быстро, а мы же довольно долго разыгрывали и возились с шайбой. Вот этот подход к игре, как у многих других казахстанских и российских команд, продуктивен? Может, стоит что-то перенять у канадцев?
- Просто мы воспитывались с самого начала так, то есть акцент ставился на катании, розыгрыше шайбы, пасы. Этот спор насчёт тактики идёт ещё с советских времён. Сейчас они многое от нас взяли, мы от них. Нас везде сейчас тоже заставляют играть проще. Если есть возможность, то лучше лишний раз бросить, пускай это будет просто накидка, но это будет лучше, чем какая-то очередная передача. И Владимир Анатольевич говорил, что мы много лишнего даём, перед воротами начинаем пасовать, но мы уже просто это впитали и это очень тяжело вытравить.
- Ты сам, как защитник, чему бы хотел поучиться у канадцев?
- Они практически все очень хорошо катаются. Хотел бы научиться их простоте, то есть они ничего не выдумывают на синей линии. Принял шайбу - сразу бросил. У защитников так же, как и у нападающих, нацеленность на ворота.
- Тяжело ли было доигрывать матч без тренеров?
- Со мной такое случилось впервые. Я бы не сказал, что тяжело. Просто, когда это случилось, мы немного смутились, а потом сказали друг другу: "А что теперь, надо играть". Хоть мы и потеряли главнокомандующего, армия продолжала функционировать. По самочувствию проводили смены. Никто не строил из себя героя, что, мол, сейчас вот я один буду всех топтать. Все продолжали играть в хоккей.
- Владислава Белана подкалывали после матча?
- Подкалывали, конечно (смеётся). Тут оператору надо отдать должное, вся скамейка показывала эту букву "Т", а именно его взяли крупным планом. Весело, в общем.
- А о чём вы все там говорили во время тайм-аута?
- О том, что нужно немного отсрочить им победу, чтобы они немного понервничали. По-моему, Женька Рымарев сказал: "Давайте вшестером выйдем, всё равно терять нечего". Все эту инициативу поддержали. Но я не помню, убежал на лавку Андрюха или нет, то есть думали, сейчас вшестером выйдем, ещё одну забьём и малость крови им попьём.
- После матча судейская бригада благополучно домой добралась?
- Думаю, нормально, нас же задержали на награждении, но я видел, что они через какой-то подвал покидали площадку.
- Как тебе вообще такое, мягко говоря, представление на льду в исполнении судейского корпуса в финале международного турнира?
- Да что тут можно говорить? Судейство явно было предвзятым. Может, по первому периоду я бы так не сказал, но по остальным - очевидно. Нас за какие-то нарушения постоянно удаляли то на скамейку, то вообще с поля, а у них за такие же - нет. Мы второй и третий периоды провели в меньшинстве. У нас, по-моему, только одно большинство и было во втором периоде, мы играли 4 на 3, наверное, им показалось, что этого достаточно.
- И какового играть тремя игроками почти два периода?
- Тяжело, очень тяжело. Если ты играешь много времени в меньшинстве - это всегда ломает игру, то есть кто-то больше играет на льду, проводит по две смены, устаёт, наедается, кто-то, наоборот, меньше выходит на лёд, и в итоге получается такой винегрет.
- С каким настроением возвращался в Казахстан?
- Возвращался с чувством удовлетворения от хорошо проделанной работы.