В чемпионате Казахстана уже засветились весьма известные и уважаемые на мировом хоккейном пространстве лица. Теперь в страну потянулись и мастера из дальнего зарубежья. Казалось бы, всё хорошо, никаких проблем нет, однако большие деньги, пролившиеся золотым дождем на казахстанский хоккей, сыграли с функционерами и игроками злую шутку. Те, кто эти деньги дает, требуют результат здесь и сейчас, да и директора клубов с тренерами, то ли боясь за свои рабочие места, то ли из чувства ложной самоуверенности принимают порой весьма непонятные решения. Наши команды превратились в некий проходной двор – речь идёт о миграции хоккейной рабочей силы, то есть, селекции.
Возьмём, к примеру, павлодарский "Иртыш". Следя за селекцией в этом клубе, порой диву даешься. Крепкая в финансовом отношении команда, которая может и должна бороться за "золото", влачит печальное существование в середине турнирной таблицы. По составу перед началом чемпионата, да и сейчас "Иртыш" как минимум не уступает ни "Сарыарке", ни "Бейбарысу", ни кому-либо ещё. Так же говорили об "Иртыше" и год назад. Только вот, если посчитать, то за сезон с небольшим через команду прошло около сотни игроков. Порой болельщики даже не успевают запомнить фамилию новичка, а его уже нет в составе. Менеджмент клуба приобретает и выгоняет хоккеистов оптом и в розницу, а тренеры, ведут работу, словно раскладывая пасьянс. Сложилось хорошо, выиграли сегодня – молодцы, проиграли завтра – снова колода смешивается, сколько-то карт выкидывается, сколько-то докладывается, пробуем снова. И всегда находится объяснение типа "его стиль слишком жёсток/мягок" или "он слишком стар/молод", или, самое популярное — "он слишком слаб и нам не подходит". Господа, помилуйте, а зачем же вы приглашаете слабых игроков? К примеру, есть такой хоккеист — Йозеф Рачко. В прошлом сезоне во многом благодаря его надежной игре "Иртыш" дополз до бронзовых медалей, а мог и в финале сыграть. Неплохо начал Рачко и этот сезон, однако его в Павлодаре уже нет. Роман Благой, придя в команду по ходу прошлого сезона, забросил несколько важнейших шайб в плей-офф, но уже через месяц после старта нового чемпионата ему не нашлось места в составе. Антон Бородкин стал одним из лучших снайперов розыгрыша Кубка Казахстана, но не пошла игра в начале чемпионата – и "до свидания".
И подобное происходит сплошь и рядом, причём, не только в "Иртыше". Алексей Петров, придя в "Сарыарку", выдал несколько "сухих" матчей подряд, но стоило пропустить три гола в матче с "Горняком", как ему указали на дверь. А кокшетауский "Арлан" за 16 месяцев своего существования уже сменил чуть ли не три состава. Прошлогодний чемпионат начинала одна команда, по ходу первенства она обновилась процентов на 50, а к старту нынешнего сезона приехала еще дюжина новичков. После неудачного выступления в розыгрыше Кубка Казахстана из Кокшетау попросили пол-команды, и опять в "Арлане" мы видим новые лица.
И ведь что интересно – если игрок захочет уйти из команды сам, ему быстро напомнят о контракте, о том, что он обязан отыграть согласно его условиям до определенного срока, а вот самого хоккеиста могут выкинуть на улицу в любую минуту. Хорошо ещё, если при этом ему заплатят какие-то деньги – зачастую даже этого не делают. И всегда тренеры и менеджеры клубов ссылаются на пресловутый пункт в типовом контракте (разработанном, кстати, в нашей федерации), который гласит, что если игрок снизит уровень игрового мастерства, то клуб вправе расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке. При этом в контракте не указано никаких норм и критериев, по которым этот уровень следует оценивать. Получается, что в "Иртыш" (или любой другой клуб) приходят хорошие мастера, а потом они почему-то своё мастерство снижают… А тренеры тогда зачем? Ведь именно они призваны поднимать этот самый уровень у игроков, и если хоккеисты пачками уходят из команды, может быть, не совсем хорошо работают наставники? В результате сейчас в Павлодаре не найти ни одного хоккеиста, который был бы более или менее уверен в завтрашнем дне. В любое время карта с твоим именем может вылететь из колоды, и ты отправишься паковать чемоданы. Это ещё если умолчать о том, что при таком подходе страдают и семьи игроков. Ко многим приезжают жёны с детьми, которые ходят в школы, детские сады, но тренерам до этого нет никакого дела.
Вспоминается, как великий Анатолий Тарасов говорил, что для создания хорошей команды требуется два года, и лишь на третий следует ожидать какого-то результата. У нас же даже самый опытный болельщик вряд ли назовет стартовую пятерку своей команды трёхлетней давности. Но есть примеры обратного свойства, и ярчайший из них – рудненский "Горняк". Владимир Бородулин по крупицам собирал команду в течение прошлого сезона при отвратительном финансировании и минимальных (по сравнению с тем же "Иртышом" или "Сарыаркой") суммах контрактов. И смог завоевать в нынешнем году Кубок Казахстана. Правда, чем-то он руководству клуба не угодил и был отправлен в отставку. Пришёл новый тренер, и возникла знакомая ситуация: полетели карты из колоды – нескольких обладателей Кубка в Рудном уже нет.
Очень часто тренеры объясняют кадровую текучку тем, что необходимо просматривать хоккеистов в деле, а то, мол, статистика у них хорошая, но на поверку играют они неважно. Основная масса игроков просматривается на предсезонных сборах, когда в командах числятся по сорок хоккеистов. И ведь всем необходимо оплатить билеты туда и обратно, питание, проживание, форму. Представляете, какие суммы выкидываются из бюджетов клубов, зачастую существующих на деньги налогоплательщиков? При этом практически ни в одной команде нет такой штатной единицы как "тренер-селекционер", потому что нет денег на эту должность. Смешно, не правда ли? Да если держать одного такого человека и платить ему зарплату плюс командировочные, то денег у клуба уйдет гораздо меньше, а ошибки селекции станут куда более редкими. В любом клубе НХЛ есть целая скаутская служба, знающая о любом человеке, умеющем стоять на коньках, буквально все. Наши же тренеры черпают информацию из интернета, и это ещё в лучшем случае. У нас, конечно, далеко не НХЛ, но ведь стремиться к хорошему надо. И изобретать велосипед тут совершенно не обязательно.