И без того скудные ряды российских голкиперов НХЛ этим летом понесли весомую потерю. В КХЛ перебрался многолетний оплот «Сан-Хосе Шаркс» Евгений Набоков. Впрочем, согласно вселенской теории уравновешивания, на смену одному россиянину в скором времени должен прийти другой. Твердыми игроками своих энхаэловских клубов являются Семен Варламов, Илья Брызгалов и Николай Хабибулин.
Стучится в ту же дверь, причем уже не первый год, и Антон Худобин. Воспитанник, как, к слову, и Набоков, усть-каменогорского хоккея заставил обратить на себя внимание во время юниорского чемпионата мира 2003/04. Тогда он провел в «рамке» сборной России все шесть матчей, отыграв на пять с плюсом. Наша команда стала чемпионом, а Худобин, который в качестве десерта на 60-й минуте матча с Финляндией отгрузил гол в пустые ворота сборной Суоми, был признан лучшим вратарем турнира.
Но от юниоров до профессионалов – путь, сравнимый с тем, что пришлось преодолеть Колумбу, прежде чем он открыл Америку. Перспективного молодого вратаря, не нашедшего признания в «Магнитке», заприметила «Миннесота», куда он переехал совершенствовать мастерство. Однако с покорением Штатов дело застопорилось. За четыре проведенных за океаном сезона Худобин провел в НХЛ лишь две игры. Обе - по ходу прошлого чемпионата. Как отмечают эксперты, Антон уже дорос до более серьезного уровня, чем АХЛ. Впрочем, важнее любого экспертного мнения - позиция руководства «дикарей». А они, несмотря на то, что в двух сыгранных матчах россиянин пропустил лишь раз, не спешат оказывать ему «высокое доверие». Долгая дорога к «дикарям»
- Нынешним летом вы имели возможность сменить клуб. «Миннесота» переподписала Хардинга, в команде есть вратарь сборной Финляндии Бэкстрем. Конкуренция - бешеная. Но, тем не менее, вы остались «дикарем»…
- Конкуренции бояться - на лед не выходить. Надо доказывать, что лучший. Дали шанс - воспользуйся…
- Уверены, что получите этот шанс?
- Думаю, да. Я знал, что получу его еще и по ходу прошлого сезона. Не знал только - когда… Помогло не самое радужное стечение обстоятельств - и Бэкстрем, и Хардинг травмировались. Полагаю, в нынешнем сезоне сыграю больше. Но тут, в любом случае, все зависит от меня - от моей работы на тренировках и в фарм-клубе.
- Дебют в НХЛ, тем более на вратарской позиции, наверное, сумасшедшая нервотрепка…
- С нервами надо уметь справляться. Тем более вратарю. Психологически я себя готовил к дебюту. Хардинг ряд матчей провел на уколах, и разговоры о том, что в самое ближайшее время он может «сломаться», ходили. Я понимал, что это шанс, которым не имею права не воспользоваться. Легкое волнение, конечно, присутствовало, но это - нормальное дело. Успокаивал себя: «Играй по шайбе, не изобретай велосипед». Спасибо ребятам, они подбадривали после каждого «спасения». Когда парировал первый бросок, волнение пошло на спад.
- Если тренер доверил вам место в воротах в следующем матче, значит, он остался доволен…
- Я же не пропустил (улыбается). Да и выбора у него не было: я или Уэйд Дубилевич (канадский вратарь, в сезоне 2008/09 не закрепившийся в составе «Ак Барса». - А.В.). Перед следующей игрой Тодд Ричардс (главный тренер «Миннесоты». - А.В.) сразу мне сказал: «Ты играешь». Когда его спросили, почему, мол, не Дубилевич, у которого за плечами три сезона в НХЛ, он ответил: «Почувствовал, что этот парень справится. Он способен играть в НХЛ». Было приятно…
- Однако вскоре, несмотря на одну пропущенную в двух встречах шайбу и звание первой звезды в матче с «Филадельфией», пришлось отправляться в фарм-клуб…
- А вот это действительно стало неожиданностью. Я, конечно, понимал, что в одночасье основным голкипером не стану, даже если на голове буду стоять. Просто надеялся, что мне доверят больше, чем два матча. Но, к сожалению, сыграла свою роль система контрактов: у меня он двусторонний, а у Бэкстрема и Хардинга - односторонние. И как только они поправились, меня отправили в «фарм». Правда, сказали, что я отыграл классно и у меня большое будущее. Словом, «подсластили пилюлю». Дело было еще и в том, что «дикари» до последнего не теряли надежд на выход в плей-офф. Поэтому на решающие матчи, где надо было брать очки, бросали даже перебинтованных. Цель требовала жертв…
Одной ногой был в Квебеке
- Однако этот ваш успех не остался незамеченным в России. Тренеры сборной - Быков и Захаркин - пригласили вас в команду, где вы дебютировали в нынешнем году.
- Да, хотя это могло произойти еще два года назад на чемпионате мира 2008 года в Квебеке...
- С этого момента, пожалуйста, поподробнее…
- Тогда в сборной сложилась неблагоприятная ситуация с вратарями. Перед турниром травму получил Варламов, по ходу чемпионата - во время матча с чехами - «вылетел» Еременко. Остался один здоровый - Бирюков. Наставники нашей команды стали искать выход из положения. Сначала пригласили канадца - бывшего одноклубника Радулова по «Квебеку». Он помогал на тренировках. Потом вышли на меня. Не помню сейчас точно, почему мобильный был не при мне, но, когда глянул на дисплей, то увидел там больше десяти пропущенных звонков. Все - от агента. Перезваниваю: «Что случилось»? Он мне: «Как ты относишься к тому, чтобы сыграть на чемпионате мира?» Я невольно на календарь глянул, вроде бы первое апреля давно прошло. «Тут, короче, ситуация такая сложилась, - начал пояснять агент, - что сборная России осталась с одним кипером. Так что имей в виду - можешь полететь в «космос». Тренеры рассматривают твою кандидатуру. Держи себя в форме». Я обрадовался, чемоданы стал паковать. Сел на них, жду. День, два, четыре… Никто не звонит. Значит, думаю, нашли другой вариант. Встал с чемоданов, взял их в руки и – на самолет до Магнитогорска: сезон закончился, отпуск. Только в аэропорт приехал, дожидаюсь начала регистрации - звонок. Агент. «Тебя просят помочь на тренировках», - говорит. У меня внутри все перевернулось - с одной стороны, дико хотелось попасть в команду, с другой - я уже был фактически на трапе … Уже потом, в Магнитке, узнал, что пригласили Сергея Звягина, и Евгений Набоков, «акулы» которого вылетели из плей-офф согласился помочь команде. Такая вот история.
- В нынешнем году без драматургии обошлось?
- Да (улыбается). Где-то в середине марта мне позвонили, сказали, что хотят посмотреть на меня в сборной. Я, конечно, молниеносно согласился. Еще бы! Приглашение, о котором мечтают! Сборная, флаг страны - это огромная честь. Когда в апреле на сайте ФХР вывесили состав, мне сразу позвонил агент. Говорит: «Ну что ж… поздравляю! Ты в списке!»
- Какие впечатления остались от игры с чехами на этапе Еврохоккей-тура?
- В сборной меня приняли хорошо. Атмосфера там доброжелательная. Ребята шутят, новичков поддерживают - не только я был дебютантом. Во время матча, поначалу, все боялся ворота «потерять». «Коробки» в Северной Америке и Европе разнятся по габаритам, вот с непривычки и мог начудить. Однако обошлось. Отразив несколько бросков, понял, что к чему. В общем, считаю, в целом отыграл неплохо…
- Однако опять неудача - на чемпионат мира поехали Варламов, Еременко, Кошечкин…
- Мне показалось, что на меня изначально не рассчитывали. Просто посмотреть в деле хотели. Перед отсевом сказали: «Продолжай работать в том же духе. Мы следим за тобой». Погрустил, собрал чемоданы и - в Магнитогорск. А что оставалось делать?
- Может, и хорошо, что не попали в Германию - злее будете. Через четыре года – Сочи. Хабибулину к тому времени будет за сорок, Набокову - около того. Так что, скорее всего, именно вам с Варламовым и Брызгаловым придется биться на домашней Олимпиаде за честь страны…
- Конечно, я надеюсь сыграть в Сочи. Но какой смысл сейчас загадывать - впереди четыре года. За это время все что угодно может произойти. Поживем - увидим.
Хочу закрепиться в НХЛ
- Подготовку к стартующему сезону вы начали в Петербурге - тренировались вместе со СКА. Сразу пошли слухи, что в рядах армейцев появится четвертый голкипер - конкурент Штепанеку, Соколову и Набокову…
- (Смеется.) Зря беспокоились. Пока мой приоритет - НХЛ. Я там с детства мечтал играть. А со СКА тренировался потому, что это - хорошая команда: профессиональный подход к рабочему процессу, большие мастера собраны... Я уже третий год в Питере готовлюсь к старту чемпионата. В этом сезоне даже в товарищеском матче СКА - «СКА-1946» поучаствовал.
- Сергей Черкас в одном из интервью сказал, что не отказался бы от такого голкипера как Худобин…
- Лестно слышать подобное от такого тренера как Сергей Михайлович. Но думаю, он, скорее, пошутил, ибо вратарская линия СКА уже в тот момент была укомплектована. К тому же он знает, что сейчас для меня первостепенная задача - пробиться в «основу» «Миннесоты».
- Но ведь у вас были предложения и от клубов КХЛ ?
- Да. Было три предложения. От кого - говорить не стану. Скажу лишь, что у меня есть договоренность с одной российской командой: в случае если вернусь, выступать буду именно за нее (судя по всему, речь о «Магнитке», за которую Антон играл до отъезда за океан. - А.В.). Но сейчас хочу доказать cебе и остальным, чего стою в НХЛ.
Александр ВОЙНОВ