Такую карьеру в несколько страничек не уложить. Именно "карьеру", потому что остальное применительно к Константину Шафранову, и явное, и потаённое, что и составляет жизнь и судьбу, скрыто.
Может, и правильно. Он вообще человек не очень публичный, хотя в последние годы вроде как на виду, а иногда даже в фокусе внимания. Работает в серьёзных клубах, стал обладателем Кубка Гагарина, востребован и в сборной, в последние два-три года прямо нарасхват. Да, в качестве помощника главного тренера и достаточного узкого специалиста по постановке игры в большинстве, но рамки придумываем мы сами, а Константин Шафранов на клише внимания, похоже, не обращает.
Он был одним из моих любимых хоккеистов. Даже не смогу внятно объяснить, почему. За "Магнитку", в сравнении со всей карьерой поиграл-то всего ничего - два с небольшим сезона, примерно столько же за нижегородское "Торпедо", не говоря уже о "Торпедо" усть-каменогорском, то есть родном. Просто всё-таки была пусть не очень долгая, но всё же возможность видеть в деле Костю Шафранова, одного из самых органичных из всех виденных мной нападающих. И это было не скажу, что счастье - слишком громко, не скажу, что истинное наслаждение - тоже как-то слишком пафосно, и далеко не всегда так бывало, но слово "радость" подходит.
Так вот про органичность. Есть хоккеисты талантливые, есть умелые, есть натасканные, а есть - их очень немного - такие, которые образовались как бы сами по себе. Это не в обиду их замечательным тренерам, которые их учили, к тому же Владимиру Николаевичу Гольцу, который в "Устинке" и вёл ребят 1968 года рождения (Александр Корешков - тоже оттуда, из той группы), и тренировал "Торпедо". У Константина Шафранова, каким я его увидел в "Магнитке" под осень 1994-го, всё получалось абсолютно естественно, без малейшей натуги, словно со всем этим техническим умением, катанием и светлой головой он просто родился. Как будто ничего не надо было преодолевать, чему-то переучиваться. Надел коньки, взял в руки клюшку и оказался в своей стихии. Лет на тридцать с лишним активной карьеры.
Последний раз на льду в качестве игрока я видел его на чемпионате мира в Кёльне 13 лет назад. Кажется, он был всех старше не только в сборной Казахстана, но и вообще на турнире. Но он был лучше многих, а мысль в движении по-прежнему опережала чуть ли не всех. Партнёры, увы, за ней не успевали, но это во многом было привычное его состояние. Дважды на том первенстве его признавали лучшим игроком матча. В 41 год. Потом он вернулся в Форт-Уэйн, где его ещё чуть ли не весь сезон уговаривали продолжить, и он даже было собрался, но, видимо, решил, что теперь уж точно всё.
Но возвращаюсь в начало осени 94-го, когда магнитогорские болельщики узрели новых усть-каменогорцев, в том числе братьев Корешковых и Костю Шафранова. Конечно, братья впечатлили, Костя на фоне того же Жени таким неистовым, а на фоне Саши таким рассудительным не смотрелся. Но он был просто воплощением органичности, лёгкости в сочетании с мыслью - ничего лишнего, всё по природе и в удовольствие, ничего от тяжёлой изнурительной работы.
Это был третий мемориал Ромазана, подробности уже стерлись из памяти, но вот то, что Константин Шафранов как лучший нападающий турнира получил в награду автомобиль, помню. Он принял его, словно это обычное дело, и этих авто у него пруд пруди. Между тем, и приехали ребята из "Устинки" не от хорошей жизни, и "Магнитка" не слишком-то шиковала, и народную любовь требовалось завоевать. Это случилось быстро, почти мгновенно. Понимали друг друга с полувзгляда, наколотили кучу шайб, тройка взяла приз "Три бомбардира" (Шафранов - 26 голов и 34 передачи), втащила "Магнитку" на бронзовый пьедестал, и Костя Шафранов отбыл в Северную Америку.
Другого бы прокляли, но не его. Все знали, что стоит за лёгкостью и изяществом почерка, все знали, как это порой даётся. Страшную резаную рану Шафранов получил по ходу плей-офф. На первый матч полуфинальной серии с "Ладой", как претендентом номер один на чемпионство, Костя выходил "на одной ноге" - и бился, и забил, и "Магнитка" даже повела в серии. Главный тренер Валерий Постников после матча сказал буквально следующее: "Костя - это характер. Контракт с "Металлургом" заканчивается, уезжает в Северную Америку, тут ещё такая тяжёлая незалеченная травма, а он играет, бьётся, не щадя себя, и не думая о карьере. Это вызывает огромное уважение". В Тольятти дважды уступили, в последнем матче на тоненького, и Константин Шафранов снова отличился.
И характер тоже оттуда, с "Устинки". Считается, что пришёл в хоккей поздновато, после десяти лет, но, с другой стороны, двор уже сформировал и сам отобрал то, что потом оставалось только развить. А школа не испортила, и Шафранова-бомбардира не обошли награды ещё в детско-юношеском возрасте, а однажды даже признали лучшим на Всесоюзном финале в Нижнем Тагиле. Первую свою шайбу за мастеров он организовал с партнёрами по молодёжке уже в дебютном матче против пензенского "Дизелиста" ещё осенью 1985-го.
К моменту появления в Магнитогорске он давно уже был лидером "Торпедо", чемпионом и лучшим хоккеистом Казахстана 1993 года. Он успел уже попробовать на зуб заокеанский хоккей, сыграв четыре матча за "Детройт", не за "Крылья", а за "Фалькон". Но Костя после классного сезона в Магнитогорске уехал, потому что, как он однажды сказал, "лучше попробовать, даже если не получится, чем потом жалеть о неиспользованном шансе".
И его уже за океаном ждали, только не в НХЛ, а в ИХЛ, где он сходу по итогам первого же сезона за Форт-Уэйн в регулярном чемпионате в 74 играх набрал 74 (46+28) же очка, в среднем ровно по одному за матч, и его признали лучшим новичком сезона. Но Шафранов держал в уме НХЛ, а 9-й раунд драфта особо хорошего не обещал, что в "Сент-Луисе" при Майке Кинэне и случилось. Пять матчей, неплохая статистика, но Майк Кинэн ещё не был обременён мудростью, и лепить из новичка нового Уэйна Гретцки не собирался. Впрочем, Уэйн Гретцки в Северной Америке должен был быть один.
Но ничего, усть-каменогорские ребята великому чуть не наваляли в четвертьфинале Нагано-98, да и спесь с первой канадской дрим-тим слегка сбили, что ей, впрочем, не помогло. А единственную казахстанскую шайбу в ворота Патрика Руа забросил, как вы догадываетесь, 29-летний Константин Шафранов. Так свободно и раскованно, как в Нагано, сборная Казахстана больше нигде и никогда не играла. Это же была ещё по сути "Устинка" образца 1993 года, только заматеревшая и никого не боявшаяся. Даже лучших из лучших канадцев.
Сборной Казахстана Константин Шафранов отдал всё, что мог, и даже больше. Отказных писем не писал, приезжал при малейшей возможности, успел сыграть за неё на Олимпиаде в Турине в 2006 году и на четырёх, если не ошибаюсь, чемпионатах мира в элитном дивизионе. В общей сложности выступал за сборную Казахстана, если считать точкой отсчёта апрель 1992 года, 18 лет. Естественно, с перерывами в силу разного рода обстоятельств. В мире не так много хоккеистов, которые могут таким похвастаться.
В "Магнитку" он вернулся вовремя, и снова на сезон, чтобы выиграть Евролигу, регулярный чемпионат и плей-офф. Такой вот получился у "Металлурга" в 1999-м "тройной золотой клуб". Как Константин Шафранов позже скажет, это была команда-звезда. Она была уже другой, как и сам игрок, слегка утративший былое изящество почерка, измученный травмами, но вполне ещё узнаваемый и любимый болельщиками. Ключевую роль в тройном успехе Константин Шафранов уже не сыграл, но свой вклад внёс. И снова уехал, чтобы колесить по американским, затем снова по российским, а под занавес снова по американским просторам и лигам ещё с десяток лет.
Уникальная по продолжительности и разнообразию карьера, с какой-то явной недореализованностью - явно не по таланту. Возможно, не хватило одарённейшему форварду здоровой амбициозности. А может, пробиваться и расшибаться в лепёшку он и не хотел, может быть, ему достаточно было играть в своё удовольствие. Ну, не совсем в удовольствие, пожалуй, но в достаточно комфортном состоянии и обстановке. Ключевой момент, наверное - быстрое расставание с "Сент-Луисом". Впрочем, не могу судить, могу лишь слегка сожалеть, что в нулевых игру Константина Шафранова практически не видел. Играл ветеран в основном в высшей лиге, вплоть до Кёльна-2010 в одном из последних его матчей. Навыков классного ассистента он не потерял. Он вообще в последние годы карьеры намного больше отдавал, чем забивал. В российской высшей невероятно много, да и в североамериканских лигах - тоже.
Как тренер возвращение в Россию он начинал издалека, с "Амура", потом помогал Андрею Мартемьянову уже в "Автомобилисте". О Константине Шафранове вспомнили. Пошла молва про доказанную впечатляющими цифрами образцовую постановку им игры в большинстве, что было подтверждено работой в "Авангарде" Боба Хартли с Кубком Гагарина в финале. Уходил он из клуба со словами: "Я никогда не выношу сор из избы" и "Хочу поблагодарить всех, с кем работал, за этот замечательный сезон". Ушёл не в никуда, а в СКА и сборную, куда уж выше, ну а то, что получается не совсем так, как раньше - это пусть раскладывают умные аналитики. В одном Константин Витальевич Шафранов будет всегда прав: "На лёд выходят люди, а не компьютеры". Не поспоришь.
Правда, непонятно, как тут быть с его 25-ю сезонами в хоккее? Так же не бывает. Или бывает, но очень редко.
Автор: Владимир Мозговой