"Спорт-Экспресс" в цикле материалов о выдающихся хоккеистах, которые многого добились по ходу игровой карьеры, но чья жизнь, к сожалению, продлилась не так долго, рассказал историю олимпийского чемпиона и нападающего Бориса Александрова.
Шокирующая история
Год назад во время чемпионата мира, проходившего в Словакии, в Зал славы ИИХФ был включён в категорию "основатели" как представитель Казахстана знаменитый форвард сборной СССР Борис Александров. Фигура незаурядная и одновременно драматичная. Список его заслуг как игрока и тренера приличный, но добиться со своими способностями он мог большего. Хотя титул олимпийского чемпиона и три чемпионства в 1970-е в составе ЦСКА для многих оставались лишь мечтой.
Помешал раскрыть себя по максимуму вспыльчивый характер. Александров не признавал авторитетов, лез напролом и делал всё, как считал для себя нужным, не обращая внимания на окружающих. Для хоккеиста быть эгоистом не зазорно - нельзя всё время рассчитывать на других даже в командном виде спорта. Однако уроженец Усть-Каменогорска тянул одеяло на себя вместе с кроватью.
Появись он на свет лет на 30 позже, то со своим вспыльчивым характером периодически появлялся бы в скандальных новостях на телевидении, обложках таблоидов и соответствующих сайтах. Возможно, даже составил компанию персонам типа Кокорина и Мамаева с поправкой на более высокий уровень таланта.
Чего стоит только одна история, приводящая в шоковое состояние даже в нынешнее время, когда мало чем можно удивить. Летом 1977 года Александров, возвращаясь навеселе после посиделок в гостях, стал виновником мерзкого проишествия. Не желая ждать в очереди на остановке такси, хоккеист нагло запрыгнул в первый свободный автомобиль. Его оттуда попыталась вытащить 55-летняя женщина. В ответ Александров ударил её кулаком в лицо. Собравшиеся вокруг люди едва не устроили над потерявшим берега спортсменом самосуд. Ситуацию утихомирил подоспевший наряд милиции. На игрока было заведено дело - ему светило небо в клетку сроком до трёх лет.
Отмазало виновника руководство ЦСКА. Пострадавшая дама в итоге забрала заявление. Это только самый вопиющий пример безрассудного поведения хоккеиста, ставший известным общественности. Александров вёл себя словно современная поп-звезда. Например, был женат на дочери известнейшего советского киноактёра Николая Крючкова - Эльвире. Брак, несмотря на рождение дочери, завершился разводом. Одно время нападающий куролесил по полной программе, о чём впоследствии глубоко сожалел.
- Да - канадцы, да - Олимпиада, да - трёхкратный чемпион в Союзе, да - кавалер, да - пол-листа в "Нью-Йорк Таймс", - рассказывал Александров. - Есть о чём вспомнить. Чего же я чаще думаю о том, что не удалось, о чём жалею? Успокаиваю сам себя, а никак не успокою. Если бы я только понимал тогда, что Тихонов имеет моральное право требовать: хоккею - или всё, или ничего. Полное моральное право. Он сам отдаёт хоккею всё. И у ребят - то же право. А я отругивался. Отругнусь - отстанут, вроде и победил. Если бы я теперь понимал хотя бы, как остановить дураков, тем же путём идущих? Дураки, дураки... Я говорю им: посмотрите на меня! Эх, сегодняшнюю бы голову да на те, на молодые плечи.
Из Устинки в ЦСКА
Мудрость, как правило, приходит с возрастом. Александров, тренировавший после окончания карьеры игрока родное "Торпедо" и сборную Казахстана, выведя её в восьмёрку сильнейших на Олимпиаде-1998, по отзывам очевидцев, был мужиком интересным, живым, оптимистичным. Юношеские спесь и самомнение остались в далёком прошлом. Однако, когда тебе всего 17 лет, ты вырос на улицах захолустной Устинки в семье фронтовика-инвалида, проводил свободное время на ледовой коробке и занимался боксом, то за шанс выбиться в люди со своим ростом (тут найденные данные расходятся от 168 до 175 сантиметров), очутившись в ЦСКА, надо цепляться зубами и всеми возможными способами.
Талантливого мальчишку заприметил играющий тренер "армейцев" Анатолий Фирсов, когда команда приехала в Усть-Каменогорск на пару товарищеских матчей. Потом уже уговаривать родителей отпустить сына в Москву специально приезжал знаменитый Константин Локтев, ближайший помощник самого Анатолия Тарасова. Летом 1973 года журналист Леонид Трахтенберг, крепко друживший с Валерием Харламовым, стал свидетелем одной из первых тренировок юниора в составе ЦСКА.
- Когда же Александров появился на льду рядом с Викуловым и Жлуктовым, заменив в тройке опытного Трунова, и бесстрашно рванулся с шайбой по левому флангу к воротам соперника, я невольно закрыл глаза, чтобы не видеть, как могучий защитник, выражаясь языком хоккеистов, размажет юное дарование по борту, - вспоминал он в статье, вышедшей в "Спорт-Экспрессе" в 2002 году. - А когда в следующую секунду открыл их, то увидел такую картину: защитник-Гулливер беспомощно распластался на площадке, а малыш по кратчайшему пути, срезая угол, мчится на всех парах к воротам, не обращая внимания на то, что на его пути, словно из-подо льда, вырос ещё один хоккейный рыцарь. Как тут же выяснилось, рыцарь печального образа.
Юный Александров не дал спуску заслуженным ветеранам, залезая им под кожу даже на тренировках и завоёвывая себе место под солнцем. Колючий форвард шёл на конфликт и был всегда готов постоять за себя. Он быстро получил от партнёра по команде Мишакова прозвище Кассиус Клей - так звали до принятия мусульманства боксёра, вошедшего в историю как Мохаммед Али. На каком-то турнире в 1973 году Александров кого-то из соперников отправил в нокаут, поэтому и приобрёл знаковую кличку.
Герой Суперсерии
Дерзкий нападающий отличился и во время клубной Суперсерии 1975-1976 годов. 20-летний игрок смело бросался на заметно превосходивших его в габаритах защитника "Бостона" Парка и нападающего "Монреаля" Маховлича. В тех матчах Александров запомнился не только смелостью и напором, но и заброшенными шайбами и результативными передачами. Именно его гол помог ЦСКА уйти от поражения в считающимся самым знаковым на клубном уровне матче в истории хоккея с "Монреалем" (3:3) 31 декабря 1975 года.
В четырёх играх той серии он набрал 6 (3+3) очков, был признан её главным открытием и удостоился статьи в "Нью-Йорк Таймс" на половину полосы. Через месяц с небольшим Александров выиграл ещё и "золото" Олимпиады в Инсбруке. Быстрый, техничный, настырный и смелый форвард на глазах вырос в большую звезду. Кто же тогда подозревал, что это был пик его карьеры. Свалившаяся на него слава в сочетании с огромным, как бы сказали сейчас, чувством собственного величия не позволили Александрову подняться выше.
- Для меня сидение на сборах было тяжелейшим испытанием, - вспоминал он в интервью, записанном в 1996 году и по стечению обстоятельств вышедшему в "Новой газете" лишь в 2003-м уже после его смерти. - Человек я весёлый и эмоциональный, а когда долго сдерживаемым эмоциям даётся выход... То есть кто-то тихушничал, выпивал по стакану чуть ли не под подушкой, потом дрожал - только бы не унюхал тренер, а о моих выходках в то время знали все. Обычно после ударной игры мы, неженатые молодые игроки ЦСКА, собирались в ресторане на аэровокзале, там начинали, а потом ехали в "Белград" и догуливали.
Конфликт с Тихоновым
Александров враждовал с пришедшим в 1977 году в ЦСКА и сборную СССР Виктором Тихоновым, что в конце концов и стало причиной его ухода из команды. Ранее был ещё один момент, подорвавший и без того спорную репутацию игрока. Инцидент произошёл в феврале 1977-го в игре со "Спартаком", которую почтил своим присутствием первое лицо страны Леонид Брежнев. Матч также транслировался по центральному телевидению. Александров грубо толкнул в спину форварда соперника Гуреева, отобравшего несколькими секундами ранее у него шайбу. Тот влетел в борт и с тяжёлым сотрясением мозга был отправлен в больницу.
"Армеец" получил удаление до конца игры и с самодовольным видом отправился в раздевалку. На следующий день ему по инициативе с самого верха была устроена показательная порка. Известный журналист Дмитрий Рыжков написал статью с характерным названием "Удар в спину", раскритиковав Александрова. По тем временам это было огромное событие. Поведение игрока внутри команды обсудили и на так называемом комсомольском собрании.
Нападающего дисквалифицировали до конца сезона, что стоило ему места в сборной на чемпионате мира. Позднее был вышеупомянутый эпизод с конфликтом на остановке такси и окончательный разлад с Тихоновым. Тренер грубо обратился к хоккеисту, который в Ленинграде возле входа в гостиницу общался со знакомой фигуристкой после одного из матчей с местным СКА.
- Стою я на ступеньках, разговариваю со своей тогдашней ленинградской подружкой Мариной Леонидовой. Время - минут пятнадцать двенадцатого. Подъезжает Виктор Васильевич: ах ты, такой-сякой, завтра игра, а ты тут с проститутками стоишь... Ну я и ответил ему в том же духе, тоже не в очень приличной форме. В общем, на следующий день собрание - меня в Москву отправляют. Я обиделся, в Москву не поехал, остался в Ленинграде дня на четыре. А когда вернулся, узнал, что играю уже в СКА МВО.
"Спартак" и гибель
Из первой лиги своенравного форварда удалось забрать, подключив связи, "Спартаку". Главный тренер Борис Кулагин умел работать с проблемными игроками.
- Вокруг всякие доброхоты нашёптывали Кулагину о том, что, мол, Александров нарушает спортивный режим, - вспоминал в интервью официальному сайта "Спартака" форвард той команды Шепелев. - А Борис Павлович всем этим осведомителям отвечал: "Нарушает, говорите? Пусть нарушает себе. Если Боря нарушает и по две забивает, то если он не будет нарушать - сколько будет забивать? Вот когда Александров перестанет забрасывать шайбы, тогда я уберу его из команды!" И всякие провокаторы закрывали рты свои.
Ударная тройка "красно-белых" Александров - Рудаков - Шалимов забросила 73 шайбы, столько же сколько и снайперы ЦСКА Михайлов, Харламов и Крутов, разделив приз "Три бомбардира". В составе новой команды нападающий вёл себя спокойно, не запомнившись какими-либо проступками. Был и красивый матч в марте 1980-го против "армейцев" с победой "Спартака" (5:3) и хет-триком Александрова в ворота Третьяка.
В следующем сезоне форвард получил тяжёлый перелом ноги в столкновении с собственным партнёром и на прежний уровень, к сожалению, не вернулся. Он отправился в родное "Торпедо", выступавшее в первой лиге, и провёл там семь лет, однажды сумев с командой подняться на год в элитный дивизион советского хоккея. Один сезон в Италии, завершение карьеры в 1992 году и внезапное возращение на лёд в качестве играющего тренера в 38 лет. Ещё два года в "Торпедо", участие на чемпионате мира в составе сборной Казахстана. Карьера у Александрова получилась длинной.
Из клуба, где он начинал как игрок, его попросили уйти с тренерского поста в 2002 году, обвинив в каких-то финансовых махинациях. Это, как оказалось, стоило ему жизни. Легенда отправился на предсезонный турнир в Уфу для того, чтобы увидеть в деле своего младшего сына Виктора, выступавшего за "Спартак". Поездка стала для Александрова роковой. 31 июля 2002-го его BMW на встречной полосе во время обгона столкнулся с "Волгой" недалеко от города Усть-Катав. Ему было всего лишь 46. Менее чем через два года в автокатастрофе погиб его старший сын Алан, также хоккеист. Дело семьи продолжил Виктор, ставший заметным нападающим в Суперлиге и КХЛ.