Найджел Доус уходит из "Барыса". Официальной информации или контракта с другой командой пока нет, но, судя по последним событиям, капитан всё для себя уже решил. Особенно после того, как прочёл нелестные комментарии о себе со стороны руководителей его клуба. Пока ещё его. Лидер столичной команды не стал уходить по-английски, а решил расставить все точки над "i".
- Найджел, знаю, что ты только вернулся. Как провёл последние две недели?
- Всё хорошо. Я провёл это время со своей семьёй в отпуске. Решил восстановиться, отдохнуть после сезона. По возвращении в Канаду встречусь с доктором, проконсультируюсь по травмам, которые беспокоили. Но в целом я здоров и хорошо отдохнул. Иногда надо отключиться и не думать о хоккее хотя бы пару недель.
- Как я понимаю, ты уходишь? В чём реальная причина? Ведь, как утверждают в "Барысе", контракт они тебе предложили?
- Мне предложили контракт. Но на ту же сумму, что и три года назад. Тогда я был счастлив его подписать, это было прекрасное предложение. Но сейчас, после девальвации тенге, сумма трудового соглашения на 45 процентов меньше того, что было в 2015 году. И это после сезона, в котором я забросил 34 шайбы. Мы не стали даже это обсуждать.
И дело не только в справедливом контракте. Я не хочу работать с действующим руководством "Барыса". С самого начала сезона мы - игроки, тренеры и менеджмент - не были единой командой. Казалось, будто мы боремся со своим же руководством, вместо того, чтобы противостоять другим командам.
Не понимаю, почему Галым Мамбеталиев говорит, что я не командный игрок. Я бы очень хотел узнать веские причины для таких заявлений, почему он так считает. Что касается президента клуба, то откуда он знает, что делает "плохой" капитан? Что конкретно плохого я сделал в роли капитана? Пусть они скажут мне это в глаза при личной встрече. Почему не критиковали в команде, в сезоне, не говорили никогда такого? Если ко мне есть претензии, почему они ждали окончания сезона, прежде чем их озвучить? От этих людей лично я подобного не слышал, а лишь увидел комментарии в прессе.
- В клубе говорят, что хотят оставить тебя в команде, но при этом открыто критикуют. Значит, это неправда?
- Нормально, когда тебя не хотят видеть в составе. Но зачем обвинять меня в провале? "Спасибо за всё, удачи" - вот как обычно прощаются. Я никогда не пожелаю зла или провала этой организации. Я вижу, что есть хороший план развития и отличные идеи.
Этот клуб стал для меня за 7 лет домом, и навсегда им останется. Здесь я провёл самый успешный отрезок своей карьеры. Мы не получили в этом году от руководства никакой поддержки. Мы не были на одной стороне, не чувствовали стабильности. Когда всё плохо, к нам приходили и говорили, что всё плохо, а когда дела были лучше, то где были эти люди?
Легко кричать, злиться и обвинять людей, когда они проигрывают. Но не чувствовалось веры в нас, поддержки - ничего. Новое руководство впервые работает в этой лиге. Тренер впервые руководит командой КХЛ. Я всегда хотел быть откровенным. Поэтому просто не мог сидеть, слушать и молчать. Пытался объяснить им, как можно помочь команде. Вряд ли я что-то мог изменить, но за все годы я многое увидел и понял.
Люди пришли с совершенно другим бэкграундом, по большей части не хоккейным. И считают, что всё получится. Я никогда не обсуждал других людей. Не сравнивал тренеров, кто лучше или хуже. Не говорил: "Этот президент клуба сказал это, а тот сделал то". Если ты профессионал, так нельзя.
- Это внутрикомандные дела?
- Именно. У каждого есть право на мнение. Но выскажите его мне в лицо. Я взрослый человек, давайте поговорим. Очевидно, что они меня не знают, говоря, будто я не командный игрок, или не хотел играть, прикрываясь микротравмами, после того, сколько усилий было вложено, работы, времени.
- Тяжело читать такие неприятные комментарии в свой адрес? Это ранит?
- Может, будь это правдой, то, возможно, ранило бы. Пусть говорят: "Этот парень плохо играл, ничего не сделал для команды". Если так и есть. Но ведь это не так.
- Много было версий о том, почему "Барыс" так стремительно потерял завоёванные позиции. Каково твоё мнение на этот счёт?
- Здесь много всего. Но дело точно не в том отпуске. Я уже 7 лет в "Барысе", такие перерывы бывали всегда. В сложный сезон, когда много неопытных игроков, остальные факторы влияют.
Думаю, после череды побед ожидания стали слишком завышенными. Перед стартом сезона мы не знали наверняка, удастся ли выйти в плей-офф с этим составом. Никто не знал, как всё сложится. А когда так хорошо стартовали, все забыли о реальных ожиданиях.
Спроси у меня тогда, на каком месте мы завершим сезон, я бы ответил, что достаточно близко к тому, что есть сейчас. Не на десятом месте, но не выше седьмого. Нужно быть реалистами, наша команда, с этим составом закончила сезон на том месте, на котором должна была. Мы не были сильнее большинства команд в лиге, и это подтвердилось.
- Раз уж речь зашла об отпуске, в котором якобы всё дело. Как всё происходило? Тренер вас отпустил?
- Да! Десять игроков уехали в Дубай в те выходные. У нас было четыре дня отдыха. И ты волен делать в эти дни всё, что пожелаешь. Будь всё дело в отпуске, вряд ли мы бы выходили в плей-офф в предыдущие годы. Когда у тебя 16 матчей подряд за 35 дней, когда играешь через день, телу просто необходим перерыв.
Первое звено получало по 25 минут игрового времени в первых 25 матчах. Надо забивать, а глубины состава нет. И когда играешь против топовых команд, тяжело затем восстанавливаться. Наша эффективность на льду объясняется уровнем команды. Он не так высок, как все считают или хотят верить. Когда ожидания слишком завышены, а затем не оправдываются, это никому не нравится.
Мог ли Корешков что-то изменить? Возможно, поменять звенья, попробовать что-то новое, посмотреть видео, показать нам или сделать тренировки продолжительнее, когда позволяет расписание. Да, но одно-два изменения не повлияют на исход всего сезона. С молодой командой подобное случается. Ошибки - часть процесса. Но в этом году они допускались слишком часто.
- Что насчёт микротравмы? Ты мог выйти тогда на лёд?
- Я действительно получил травму после перерыва. Шайба попала в руку, на мой палец были наложены швы. Я не мог держать клюшку в руках. Затем случилась травма паха в декабре, в самый неподходящий момент. Но я не мог помочь команде, я не мог кататься.
Руководство заявляет, будто я специально так поступил. Значит, эти люди совсем меня не знают. Я играю здесь 7 лет и ненавижу пропускать матчи. Если есть шанс быть на льду, я там буду. Нельзя выходить и не выкладываться на 100 процентов. Ты либо ещё больше травмируешься, либо навредишь команде. Искать виновного во всех неудачах и говорить, что я должен был выходить на лёд... Мозякин выбыл на два месяца и команда поднялась в таблице.
В прошлом году Бо (Брэндон Боченски - прим.) серьёзно травмировался и пропустил плей-офф, но мы вышли во второй раунд. Дело не в этом. Хоккей - командная игра. Если вы волнуетесь о том, что кто-то один пропустил шесть матчей, у вас проблемы. Значит, коллектив не готов к плей-офф. Я никогда не пропущу матч, если готов играть.
- Когда у команды начался спад, вину возлагали на первое звено?
- Я не отрицаю, что дело в том числе и в плохой игре первого звена. Четыре матча мы провели плохо, уходили со льда с показателем "- 8" или "-10". Ведущая пятёрка не может позволять себе подобное. Мы берём на себя ответственность. У нас действительно было 5 плохих матчей. Но в сезоне 56 игр.
Если честно, считаю, всё дело в психологии. Команда сломлена, разбита. Был период, когда соперник забивал, а мы такие: "Ну, вот, началось. Опять. Мы не выиграем, мы пропускаем". Было такое, что не получалось первыми забить и казалось: "Всё, это беспросветный провал". Никакого позитива впереди. Все были такими побеждёнными, выходили на лёд без интереса и блеска в глазах. Когда проигрываешь, то радости нет вообще. Особенно на льду.
Спросите мою жену, родных. Они просто ненавидят, когда мы проигрываем. Ведь в такие моменты я несчастлив, расстроен, со мной неинтересно проводить время. Мы не можем выпускать ребят, у которых максимум 20 матчей в КХЛ, и ждать от них ответственной игры в меньшинстве или большого количества голов. В этой лиге тяжело, нельзя надеяться, что они сходу перестроятся. Хоккей не только контактный и силовой спорт, это ещё и психологический настрой. Команда была разбита после спада, мы попросту не смогли подняться.
- Первого января произошла отставка Евгения Корешкова. Как на вас это отразилось?
- Да, это было за день до матча с "Югрой". Считаю, так нельзя. Уволили - окей. Но новому тренеру нужно хотя бы пять дней, чтобы поработать с командой, подготовиться к игре. Лучше бы это произошло раньше. Но решения принимают те, кто их принимает. Наше дело - выходить на лёд.
- Отставка тренера - верный знак того, что команда уже ни на что не претендует?
- После поражения от "Югры" мы с этим смирились. Ведь затем нужно было выиграть все матчи подряд. Было принято решение подключать казахстанских игроков. Но ведь были и те, кто мог сыграть за сборную, а их не выпускали на лёд.
Да, Линден решил играть на Олимпиаде, и я его понимаю. Но Фрэттин и Райт всё ещё были готовы помочь команде и в будущем играть за сборную. Оставался год, чтобы получить паспорт. Если уж решили натурализовать легионеров, то почему бы не дать им доиграть сезон?
- Когда ты пришёл в "Барыс" 7 лет назад, никто не брал с тебя обязательств играть за сборную Казахстана. Но сейчас легионеров подписывают на других условиях - ты играешь, только если согласен сменить гражданство. О Линдене Вее говорят, что он не сдержал слово. Но вопрос в другом, пойдёшь ли ты в клуб, который расторгает контракт за то, что парень уехал на Олимпиаду?
- Я скажу за себя. Когда приехал в Астану, то не знал, что буду играть за сборную Казахстана, или как долго здесь ещё пробуду. Всё изменилось через три года, когда меня об этом спросили.
Я понял, что есть цель, которой хочу достичь. Безусловно, здорово сыграть за Канаду на Олимпиаде. Но так же приятно было бы выступать на Олимпиаде за Казахстан. И у нас был шанс квалифицироваться. Я, Дастин и Брэндон - мы были готовы продолжать играть в Астане настолько долго, насколько возможно. Верили, что с паспортом мы получаем гарантию на работу и выступаем за Казахстан. Я верил в это до весны прошлого года.
Но когда своими глазами увидел то, как поступили с Дастином, моё мнение изменилось. Да, он сломал лодыжку и пропустил часть сезона. Но у него уже было гражданство. И я не понимаю эти разговоры о том, что "Барысу" нужны игроки сборной, ведь Дастин Бойд - хоккеист сборной Казахстана, Мартин - тоже. Почему Дастина нет здесь? Да, Мартин сам хотел уйти, но Дастин, я на 100 процентов уверен, был готов играть за те же деньги и вернуться сюда.
Однако в команде решили иначе. Это их решение, и это бизнес, я понимаю. Но оно повлияло на моё личное мнение и отношение. Они хотят, чтобы игроки шли на компромисс, при этом не давая ничего взамен? Линден Вей был готов подписать новый контракт, он ждал его в декабре, но ничего не произошло. Был выбор отказаться от выступлений за сборную Канады, но при этом никаких гарантий взамен. Ни один спортсмен не откажется от Олимпиады, когда представляется такой шанс.
Нет, спасибо, ребята, я буду, скрестив пальцы, ждать, пока мне предложат контракт - так что ли? Всё к этому идёт. Особенно, когда я слышу в прессе отзывы о себе. Я становлюсь старше, и неизвестно, сколько ещё смогу выступать на таком уровне.
Ничего не имею против нашей сборной. И это не значит, что я больше за Казахстан не сыграю. Если честно, я собирался быть здесь до конца своей карьеры. Но после всего, что произошло с Дастином, задумался. Ведь порой забываешь, что это по-прежнему бизнес, могут принять любое решение, и это коснётся тебя в том числе.
- Сейчас в клубе утверждают, что хотят вернуть Дастина Бойда. Маловероятно?
- Думаю, будут судить по тому, сколько баллов в сезоне он набрал. Но в московском "Динамо" у лучшего бомбардира 30 очков за весь сезон, а Дастин набрал 19, при этом пропустив 15 матчей. Сыграй он во всех, то набрал бы больше.
Но это "Динамо" - абсолютно другая команда, с совершенно иной системой. Они не забивают много, но и не пропускают. Тогда как "Барыс" много забивает и пропускает столько же. 100 процентов, статистика будет другой. И количество набранных очков не означает, что ты плохо играешь и не делаешь свою работу.
- Интересно, как ко всему происходящему относится Аскар Узакпаевич Мамин.
- Я с большим уважением отношусь к Аскару Мамину и тому, что он сделал за все годы. Этот человек всегда держал своё слово и продолжает развивать хоккей. Я встречался с ним и обсуждал всё, что происходит.
Жаль, что сейчас он немного в стороне. Раньше, в те времена, когда Аскар Мамин был ближе к команде, всё шло хорошо. Совершенно иначе всё складывалось. Понимаю, сейчас он очень занят, и нет времени. Но многие этим обстоятельством пользуются, и президент хоккейной федерации не получает истинной информации из команды.
- В "Барысе" говорят, что не могут позволить себе большие траты.
- Я не знаю, осилит ли "Барыс" большую сумму. Но я не приставлял никому к голове пистолет и не требовал ничего. В лиге есть клубы, готовые предложить лучшие варианты. И если это будет на 40-50 процентов больше, чем в Астане, я уйду туда. Так поступил бы каждый. Я не тороплюсь принимать решение и подписывать контракт. Буду ждать, выслушаю все варианты. И лишь потом решу.
- Но в прошлом сезоне бюджет клуба был таким же, а результат - другим.
- Да, сменился тренер, но дело не в бюджете. У тебя может быть тот же бюджет, но, возможно, кому-то просто платят больше, чем нужно? Или это вопрос плохого менеджмента?
Да, много ребят сменилось, у большинства не было опыта. Вей, Фрэттин, Даррен играли здорово. И пусть играют молодые ребята. Но это непросто. Клуб не сможет стать одним из сильнейших в КХЛ, зато новые игроки получат практику и помогут сборной.
Или можно пойти по другому пути. Пусть команда будет бороться дальше, и деньги будут продолжать вкладывать в "Барыс". Это я имел в виду, говоря, что нельзя смешивать "Барыс" и сборную. Нужно выбрать что-то одно. Сейчас это погоня за двумя зайцами, когда хочется везде успеть, но провал и там, и здесь.
Когда я только пришёл, мы боролись за выход в плей-офф. Это нам удавалось, а иногда нет. Сборная с тех пор так же. Ни там, и ни здесь. Ни в первом дивизионе, ни в высшем. За 7 лет ничего не изменилось в обеих командах. Мы ни к чему не пришли. Нужно выбрать. Нельзя и там, и там делать наполовину, и при этом ждать результата. Ничего не выйдет. Ведь другие страны, другие команды вкладываются на 100 процентов. Как можно с ними конкурировать? Не получится.
Да, можно добиться единовременного успеха, но в долгосрочной перспективе не развивается ни одно из направлений. Посмотрите на этот город, каким красивым он стал. Но чтобы его построить, потребовалось время. С каждым годом здесь всё развивается. Люди со всего мира всё больше говорят о столице Казахстана. Нужно найти кого-то, кто выстроит систему, и дать ему время на достижение успехов, несмотря на провалы и промежуточные результаты. Я стану старше, я уйду. Речь не обо мне. А тех маленьких детях, которые растут. Ведь сейчас так много перспективных ребят, им нужно дать время и возможность вырасти.
- Да ведь говорят, что самое важное - результаты сборной.
- А потом злятся, что мы не вышли в плей-офф? Нельзя говорить об одном, а иметь в виду другое. Можно и совмещать, но нужно минимум два-три года на перестройку. И я уверен, болельщики смирятся с временными неудачами, если сказать им, для чего всё это.
Окей, у нас будет одно звено легионеров, но мы будем давать играть и развиваться другим молодым парням. Да, мы проиграем много матчей, но увидим, как они стараются, борются, растут, и завышенных ожиданий нет. Но нельзя обещать выход в плей-офф с молодой командой, а потом проигрывать матчи. Вот почему я решил дать это интервью. Я хотел быть честным. Чтобы люди узнали моё мнение.
- Знаю, ты не скажешь, какие клубы интересовались тобой. Но всё-таки, кроме "Барыса", были ещё предложения?
- Мой контракт ещё не закончился. Я уверен, они будут. Подожду до середины апреля. Для меня главное играть в хорошей команде. В той, где есть шанс стать чемпионом. Это самый важный пункт - быть в команде, которая ставит цель выиграть Кубок Гагарина. Игроку важно знать, за что борешься, ради чего сражаешься в плей-офф.
Но это не значит, что я закрываю дверь в "Барыс". Посмотрим, что произойдёт дальше. Грустно осознавать, что это конец, и прощаться с болельщиками. Они замечательные. Когда я только приехал, то не знал, что меня ждёт. Я мог поиграть год и уехать. Не предполагал, что всё вот так обернётся, и проведу в Астане 7 лет. Я не мог желать лучшего. Та поддержка, что была у меня и моей семьи во время взлётов и падений, я благодарен за неё. Я видел, как всё развивалось. Тяжело прощаться. Но это время навсегда останется в моей памяти. Спасибо огромное всем болельщикам за поддержку. Я об этом никогда не забуду.