В конце 1998-го его, 20-летнего, с тремя одноклубниками обменяли в Нижний Новгород на четыре "Волги". Четвёрка усть-каменогорцев внесла решающий вклад в достижение "автозаводцами" поставленной цели – возвращение утерянного места в Суперлиге.
Так начиналась блестящая карьера 35-летнего капитана "Барыса" Дмитрия Уппера. В том же сезоне Уппер помог национальной сборной взять "золото" Азиады, забив решающий гол Японии, и был признан лучшим хоккеистом Казахстана, став одним из самых молодых обладателей титула. Далее были казанский "Ак Барс", московский "Спартак", ЦСКА, мытищинский "Атлант". В 34 года Дмитрий вернулся в Казахстан, подписав двухлетний контракт с "Барысом".
– Селина можно назвать комфортным тренером?
– Ну, что значит комфортный? У меня, в принципе, со всеми было взаимопонимание. Да, тяжело. Но мне с детства объяснили - тренер всегда прав. И спорить с ним, что-то доказывать всё равно бесполезно, потому что последнее слово будет за ним. И он же в итоге окажется прав. Поэтому я привык выполнять то, что мне говорят.
– Чем Селин отличается от российских тренеров?
– С ним можно пошутить. Брэндон Боченски вот раз пошутил, при всех причем… Если бы главным тренером был россиянин, не знаю, остался бы Боченски в команде. Но Селин только рассмеялся, шутка ему понравилась.
– Сами в команде как объясняете взлёт "Барыса"?
– Да рано ещё говорить о каком-то взлёте! Давайте дождёмся весны, плей-офф. Там всё будет ясно. А регулярный чемпионат – это только регулярный чемпионат.
– Но нынешний "Барыс" наверняка сильнее прошлогоднего?
– Мне кажется, мы добавили в коллективной игре. Больше дисциплины стало. Не во всех играх, конечно, – в последней (с "Сибирью". – авт.), например, было столько ненужных удалений… И коллектив, считаю, стал сплоченнее. Знаете, когда все выходят друг за друга биться. Вот "Динамо" же два раза чемпионство выигрывало во многом благодаря коллективу.
– Трудно создать коллектив, когда в команде такая большая колония иностранцев?
– Конечно, языковой барьер мешает. Но мы стараемся, чтобы разделения на местных и легионеров не было. Мы же одна команда, правильно?
– В конце 1998 года тебя, Филатова, Новопашина и Трегубова обменяли в нижегородское "Торпедо" на четыре "Волги"…
- …и "Газель" – это я хорошо помню.
– Необычный обмен.
– Так а время какое было?
– Кажется, после того сезона и вам каждому дали по "Волге".
– Перед "Торпедо" стояла задача вернуться в Суперлигу. И руководство сразу сказало: "Помогаете команде – в конце сезона получаете ключи от машин". Так что стимул был. Сели с пацанами и решили - такой шанс упускать грех.
– Какова судьба той "Волги"?
– В отпуске летом поездил и отцу подарил. Мне в Нижнем машина была не нужна.
– У Толика Филатова, твоего давнего напарника по усть-каменогорскому и нижегородскому "Торпедо", "Спартаку" и сборной Казахстана, была страсть – автомобили. И когда у него в Москве угнали новую Audi А6…
– Да, сильно переживал. По тем временам она нормальных денег стоила. Обратился за помощью к бандитам. Бесполезно. И тогда Толя дал зарок - чтобы, говорит, я ещё иномарку взял... Купил себе "девятку". Через месяц "Торпедо" приехало в Воскресенск играть товарищескую игру, и мы с ним на этой "девятке" из Москвы поехали ребят знакомых проведать. Вышли после первого периода на улицу – машины нет.
– В 2000-м ты был задрафтован "Нью-Йорк Айлендерс" и, насколько мне известно, даже побывал в тренировочном лагере "островитян". Однако так и не провел в НХЛ ни одного матча.
– После того, как я прошёл с командой тренинг-кемп, мне сказали, что нужно начать сезон в фарм-клубе – привыкнуть к американскому хоккею и заодно подучить английский. Предложили обычный двусторонний контракт новичка. Тысяч 400 (долларов. – авт.), кажется, если играешь в основе.
– И 50 в фарм-клубе?
– Если не меньше.
– Так что в деньгах даже терял по сравнению с Суперлигой?
– Да о деньгах-то я особо и не думал. Сколько мне было? 21 год. Но у меня уже был контракт в России, в хорошей команде – Казани. Должны были за чемпионство бороться. Я ведь предсезонку прошел с "Ак Барсом", и в тренинг-кемп меня отпустили с условием, что останусь там, только если начну сезон в основе "Айлендерс". Мне сказали: "Без проблем, езжай, попробуй себя". И когда встал выбор: фарм-клуб или Суперлига, я решил вернуться.
– Второго приглашения из-за океана так и не дождался?
– На следующий год снова звали в лагерь для молодых игроков. Но я подумал, что жизнь за границей – не для меня.
– Овечкин ввёл моду на беззубую улыбку. Зубы не вставляешь принципиально?
– Хожу с временными. Смысл их вставлять? Их же выбивают. Каждый день. А с капой мне играть неудобно – дышать тяжело.
– Ну а на лето-то почему не вставить?
– И так можно походить (вставляет временные протезы и скалится). Первые два зуба выбили ещё когда в Нижнем играл – в Воронеже клюшкой вынесли. Неприятные ощущения. Ну вот, думаю, и пришла пора идти к стоматологу... А когда последний выбили, даже внимания не обратил. Хотя больно было – клык прямо с корнем вытащили.
– Тебя никогда не подбивали вложить деньги в бизнес? Например, открыть автосалон, как Сушинский?
– Об автосалоне разговора не было, а торговый центр строить в Нижнем предлагали. Вроде вложить должен был не так много, а прибыль выходила какая-то фантастическая. Автосервис предлагали открыть...
– Жена отговорила?
– Мне не нужны советчики. Если я в этом ничего не понимаю, зачем ввязываться?
– У банка, содержавшего "Спартак", отобрали лицензию. А у игроков деньги на карточках… Что делать? Как избежать подобных ситуаций?
– Ничего не делать. У нас же не угадаешь.
– Был ли в твоей карьере несостоявшийся переход, о котором жалеешь до сих пор?
– Никогда ни о чём не жалел. Все мои переходы были обдуманными. Топ-клубы? В тот год, когда я перешёл в Мытищи, меня звали в "Магнитку". Я выбрал "Атлант" и играл с ним в финале. Разница в контрактах была незначительная, зато остался дома, с семьей.
– В "Атланте" с тобой играл 40-летний Олег Петров. Не интересовался у него секретами хоккейного долголетия? Не пьёт, не курит?
– Ну, почему, бокал красного вина позволяет себе. Во-первых, гены хорошие. Мне кажется, он и играть закончит, а лишнего веса всё равно не будет – структура тела такая. Во-вторых, он тренируется летом серьёзно. Ребята брали у него на лето комплекс упражнений, но не смогли его осилить. Прыжковая работа какая-то неимоверная.
– Значит, секрет Петрова в этом комплексе?
– Не знаю. Может, ещё и в том, что всю жизнь за границей отыграл, предсезонку не проходил у российских тренеров. Колени не стерты (смеётся).
– А сам в отпуске как форму поддерживаешь?
– В основном только бегаю. Если еду на море отдыхать, практически каждое утро.
– По песку?
– Зачем? На беговой дорожке. В это время уже жарко. Последние два года ездил в Грецию – там особо не побегаешь: пляжи маленькие, горы.
– Самая экзотическая страна, в которой побывал с семьей?
– Мальдивы. Красиво – как в рекламе "Баунти". Остров, бунгало, вокруг океан, и цвет моря потрясающий. На Бали понравилось. Кухня отличная. Мы с женой ходили в основном в японский ресторан. И я скажу, суши в Москве и там – это две большие разницы.
– Тоже собираешься играть до 40?
– Нет, до сорока играть не буду. Сезон закончится – видно будет.
– Прошлый год был удачным и для "Барыса", и для сборной. Лучший матч в уходящем 2013-м?
– Не могу сказать. Пусть болельщики определяют. Все выигрышные доставляли радость.
– А лично для тебя прошлый год был радостным?
– Да какие радости? Семью только по скайпу вижу.
– Жену часто удивляешь?
– Да нет, я не романтичный.
– Самый неожиданный подарок?
– Ну, дарю иногда. На тридцатилетие машину подарил. "Мерседес", внедорожник. Соотношение "цена – качество" устроило.
– Сам любишь водить?
– Если выбирать вид транспорта, всегда выберу автомобиль.
– Самое длинное автопутешествие?
– Вот после первого сезона в Нижнем и погнали "Волги" домой в Усть-Каменогорск. Двое суток гнали караваном. Так амортизаторы поотлетали уже после Павлодара.
– Скорость любишь?
– Я аккуратно езжу. И серьезных ДТП, тьфу-тьфу, пока избегал – так, черкаши...
– Я спросил у Антропова, есть рецепт, как побороть страх в самолёте? Он ответил: "У меня его нет, потому что никогда не боялся летать".
– Страх есть, и как его побороть, я не знаю. Вообще для меня это больная тема. Сколько было ситуаций! Отправили нас помогать Нижнему в Суперлигу возвращаться. Сделали посадку в Уфе. Начали взлетать – откуда-то из-под сидений дым повалил. Мы сзади сидели, с нами ещё отец Набокова (вратаря "Нью-Йорк Айлендерс". – авт.) летел. Весь салон в дыму, дышать нечем. Когда сели, был истерический смех.
Автор: Максим Карташов
источник: Экспресс-К