Гостем «Прямой линии» стал человек, от профессиональных знаний, опыта и удачливости которого будут напрямую зависеть и перспективы хоккейного клуба «Барыс» в Континентальной хоккейной лиге, и успехи казахстанской ледовой дружины на грядущей Азиаде, и шансы нашей сборной на возвращение в элиту мирового хоккея.
На вопросы читателей отвечал главный тренер базового клуба страны и национальной сборной РК Андрей Хомутов.
- Добрый день, Андрей Валентинович! Хотелось бы услышать ваше мнение о последних встречах «Барыса». Уж больно нестабильно выступает столичный клуб: успешные игры сменяются поражениями, была целая серия неудачных матчей…
— Я считаю, что у «Барыса» были очень хорошие игры, когда мы уверенно и успешно действовали и в обороне, и в атаке. Были встречи, в которых у нас что-то не получалось. Мы неплохо начали свой последний выезд — обыграли «Сибирь». Но потом были очень тяжелые игры в Магнитогорске и Уфе, в которых мы отдали очень много сил, что вылилось в поражение челябинскому «Трактору». Дома мы снова одержали победу над «Сибирью», а вот вчерашний матч получился неудачным.
- В чем же причина поражения от «Кузни»? Ведь в этой игре «Барыс» считался фаворитом?
— Вчера мы нормально сыграли в обороне, неплохо действовал вратарь, но вот в атаке мы не использовали множество моментов. Очень хорошо сыграл наш соперник: действовал умело, цепко, прекрасный матч провел их вратарь. Они забили, а мы не смогли.
- Андрей Валентинович, меня, как болельщика, беспокоит игра «Барыса» в большинстве. Как пять на четыре, так и шесть на пять (при замене вратаря на полевого игрока). Занимаетесь ли вы отработкой таких игровых ситуаций на тренировках?
— Мы постоянно отрабатываем на тренировках такие игровые моменты. Но в игре их не всегда удается успешно применить, соперник-то тоже не бездействует. Очень просто все показать, нарисовать, объяснить, гораздо сложнее выйти и сделать. Всегда нужно иметь два-три варианта, которые пятерка должна знать и уметь использовать в ту минуту, когда выходит на лед.
- «Барыс» часто уступает в концовках, ну а самым слабым местом, по-моему, являются послематчевые буллиты. В чем причина постоянных неудач в сериях буллитов?
— Успех в серии буллитов зависит и от умения игрока реализовать свою попытку, и от работы вратаря (страж ворот именно в таких ситуациях обязан быть на высоте и выручать команду). Когда из трех буллитов забивают два, я считаю, что это уже много для хорошего вратаря. В каждой команде есть четыре-пять игроков, которые специализируются на выполнении таких бросков. Мы постоянно отрабатываем буллиты, но одно дело — забивать их на тренировках, совсем другое — делать это во время игры: там и волнение, и давление трибун, и ответственность. Хорошо, когда есть мастера с железными нервами, посмотрите, как бьют буллиты тот же Марек или Мозякин! С другой стороны, послематчевые буллиты — это все-таки лотерея, которая зависит не от командных действий хоккеистов, а от их индивидуального мастерства, а также от удачи. Не существует таких команд, которые постоянно побеждали бы в таких сериях. «Барыс», напомню, тоже переигрывал соперника в серии буллитов — вспомните финальный матч Кубка Президента Казахстана.
- А кто в «Барысе» является штатным исполнителем буллитов?
— У нас лучше всех исполняет такие броски Иржи Новотны.
- А что, по-вашему, справедливее: бить послематчевые буллиты или играть овертайм до забитой шайбы, как это делается в плей-офф Кубка Гагарина?
— Я считаю, что справедливее играть до забитой шайбы.
- Что происходит сейчас с Даллмэном и с игрой первой пятерки, почему столько провалов в обороне?
— Я бы попросил уточнить, о какой игре идет речь. Во вчерашнем матче, например, никаких провалов в защите не было. Другие звенья больше работают от обороны. А первая пятерка обязана обеспечивать результат, ее главная задача — забивать. Поэтому игроки первой пятерки больше идут вперед, в том числе и защитники, тот же Кевин Даллмэн. Хотя, конечно, при этом существует риск пропустить контратаку.
- По какому принципу происходит ротация вратарей: до ошибки или они стоят по очереди? Разделяете ли вы их на первого и второго?
— Нет, я не делю вратарей. И Джефф Глас, и Виталий Еремеев — классные вратари, и оба являются основными. Какой-либо очередности тоже нет. Если голкипер прекрасно провел игру, находится в хорошей физической готовности, какой смысл проводить ротацию?! Решение о том, кто из голкиперов займет место в воротах, принимаю я перед каждой игрой.
- Почему не всегда попадает в основной состав Евгений Рымарев?
— В последних матчах Рымарев получал место в основе и играл неплохо. Все зависит от его физических кондиций.
- Когда разыграются чемпионы мира? Почему они настраиваются только на сильных соперников?
— Вы имеете в виду игроков сборной Чехии? Позвольте с вами не согласиться. Они играют в свою силу с любым соперником и являются лидерами команды. Просто матчи Континентальной хоккейной лиги проходят практически через день, и демонстрировать игру экстра-класса в каждом из них просто физически невозможно. Ребята выкладываются, бьются до конца, но их силы тоже небезграничны.
Может, вы и считаете кого-то слабым соперником, но я таковых не вижу. В КХЛ слабых команд нет. Просто у каждого свой особый стиль, своя тактика. Вон многие считают слабым соперником новокузнецкий «Металлург». Но это не так. Может, в «Кузне» и нет выдающихся мастеров, но эта команда берет организованностью, дисциплиной, умением цепко сыграть от обороны. И эту оборону очень тяжело пробить. Вот Уфа нацелена на атаку, играет более открыто, поэтому, хотя и класс ее игроков выше, у нас есть возможности контратаковать и забить. И мы «Салавату» в Уфе забили.
- Какой подход к формированию пятерок вы считаете наиболее приемлемым: когда в команде сыграны все со всеми или когда сформированы постоянные пятерки?
— Конечно, хочется, чтобы пятерки были постоянны и сыгранны. Тогда у игроков великолепное взаимопонимание. Но так редко бывает. Выпадает из-за травмы или дисквалификации один игрок, так что — остальных четырех на лед тоже не выпускать?! Хочешь не хочешь, состав пятерки приходится варьировать.
- Как вы стимулируете игроков и поддерживаете дисциплину в команде?
— У нас есть своя система поощрений и штрафов. Игрок, заработавший дисквалификацию за грубость, обязательно будет наказан.
- Вас устраивает нынешний состав команды? Или вы считаете, что есть позиции, которые нужно усилить?
— У нас много травмированных защитников. Литвиненко, Фадеев, лишь недавно вошел в строй Новопашин. В последней поездке не были Гаврилин, Старченко, два центральных. Все упирается в травмы. Когда выбывают два игрока — уже тяжело, а что делать, когда из строя выбывают сразу пятеро защитников основного состава и два центральных нападающих?
- А заявить новых игроков?
— Заявить можно. Но где сейчас, в разгар сезона, найти классного защитника? Все заняты. Кроме того, не забывайте: «Барыс» делает ставку на своих ребят и они должны получить место в составе.
- Есть ли в планах «Барыса» подписание контрактов с Бондаревым, Уппером, Пестуновым, Семеновым?
— Насколько я знаю, у всех этих игроков сейчас имеются контракты с другими клубами.
- В этом сезоне состав столичной команды полностью изменился, многие ведущие игроки перешли в минское «Динамо». Как вы считаете, нынешний состав перспективнее, сильнее прежнего или это команды одного уровня?
— Я думаю, эта новая команда играет на том же уровне и способна решать схожие задачи — обеспечить себе место в плей-офф. Если, конечно, каждый игрок будет работать и делать все, от него зависящее.
- Когда состоится первый сбор национальной сборной? Запланированы ли перед Азиадой товарищеские матчи?
— Сегодня на первом плане — выступление «Барыса» в КХЛ. Все основные игроки сборной задействованы в столичном клубе, так что вижу я их каждый день и прекрасно знаю, в какой они форме. В ближайшее время у нас состоится беседа в Федерации хоккея, где будут решаться все вопросы, связанные с подготовкой сборной.
- Будут ли в сборную приглашаться игроки из других клубов КХЛ, ВХЛ, чемпионата РК или вы ограничитесь хоккеистами «Барыса»?
— Игроки из других клубов приглашаться будут. Но называть имена пока преждевременно.
- Можно ли привлечь в сборную воспитанников казахстанского хоккея, которые играют сейчас в России, например Пестунова, Руденко, Головина, Ибрагимова, Александрова?
— Конечно, можно. Мы следим за этими игроками, но кто из легионеров сможет выступить за сборную, сказать сейчас невозможно. Все упирается в сроки, а также в то, пойдут ли нам навстречу их клубы. Ведь чемпионат Континентальной лиги не будет прерываться ни на период проведения Азиатских игр, ни на время чемпионата мира первого дивизиона. И совсем не факт, что клубы отпустят своих игроков на Азиаду и на квалификационный турнир в Киеве.
- Здравствуйте! Я болельщица «Барыса». Несколько раз я встречала Кевина Даллмэна и других игроков «Барыса» в «Хан Шатыре». Хотелось бы узнать, насколько жесткий режим у игроков?
— Все игроки «Барыса» — профессионалы. Они должны быть в стопроцентной форме и на играх, и на тренировках. Но это не значит, что их непременно нужно запирать на базе. На отдых они имеют полное право.
- Андрей Валентинович, кто, по-вашему, выиграет в этом сезоне Кубок Гагарина?
— Честно говоря, не люблю давать прогнозы. В КХЛ очень много хороших команд, трудно сказать, кто станет победителем даже в конференциях. Пройти сезон ровно невозможно: какой бы у тебя ни был состав, спадов все равно не избежишь. Тот, у кого их будет меньше, наверное, и победит.
- А можно ли, как это делал в футболе Лобановский, заранее вычислить те сроки, когда команда будет переживать период спада, и время, когда она выйдет на пик своей готовности?
— Это сложно, по той причине, что матчи в Континентальной лиге идут через день. И времени на восстановление просто нет. Отсюда усталость и много травм. Не помню, чтобы из строя выходило сразу столько игроков. Организм просто не успевает восстановиться. А все игры тяжелые, проходных нет.
- А как же приходилось играть матчи чемпионата СССР?
— Да здорово было! Можно было работать, экспериментировать, было время на восстановление. Ведь раньше столько не играли. Континентальная лига гонится за НХЛ, играя по бешеному графику. В прошлом сезоне, понятно, были Олимпийские игры. А сейчас куда несемся? Болельщик приходит, чтобы увидеть хорошие скорости, яркие моменты. А какая будет скорость, если ты играешь шестой матч за двенадцать дней? Качество хоккея будет падать. Кроме того, в НХЛ все организовано до мелочей, а нам нужно учитывать еще многие факторы, к игре отношения вроде бы не имеющие. Например, паспортный контроль. Перед матчем в Челябинске мы в течение двух часов стояли в очереди, чтобы пройти паспортный контроль, в результате пришлось переносить на другое время тренировку, вся подготовка к матчу была скомкана, что не могло не отразиться на качестве игры.
- Неужели раньше подобных проблем не бывало?
— С паспортным контролем — нет, других проблем хватало, например, постоянно приходилось ждать багаж. Во время чемпионатов СССР, помнится, вообще летали на военном самолете. Открывается отсек. Танки стоят. Мы тут же пристраиваемся и летим. По крайней мере, было продуманно. Сейчас очень много позитивного: и раздевалки, и багаж ждать не нужно, но еще много, очень много нюансов. Так что КХЛ еще многому нужно учиться у Национальной хоккейной лиги.
- Андрей Валентинович, а можно напомнить о вашем прошлом? В свое время вы были очень известным нападающим. Помните о своей игровой карьере или воспринимаете себя сейчас исключительно как тренера?
— Нет, такое не забудется никогда!
- У вас очень много титулов, медалей. А какая из них вам наиболее дорога? Что вы считаете своим наивысшим успехом в карьере хоккеиста?
— Все победы для меня дороги. Каждая медаль, каждая победа. Ведь это еще и память о тех ребятах, с которыми они добывались. Ну а самый большой успех — это золото Альбервильской олимпиады.
- Она была уже третьей в вашей карьере…
— Да, но в Альбервиле я входил в первое звено сборной. От нас многого ожидали, и мы все прогнозы и пожелания выполнили.
- А в тренерской карьере?
— Будем считать, что самый большой успех в тренерской карьере у меня еще впереди!
Автор: Максим Удод