Бывший вратарь сборной Казахстана Виталий Колесник рассказал о своей игровой карьере, выступлении в НХЛ и желании попробовать себя на тренерском поприще.
- Вы являетесь одним из ярких представителей отечественной хоккейной школы. Расскажите, что вас привело в хоккей? Сколько лет тогда вам было?
- В то время у нас в Усть-Каменогорске хоккей был очень популярен. Мы с папой постоянно ходили на матчи, которые мне очень нравились. Он спросил меня: "Тебе интересно? Хочешь?" Я сказал: "Да, хочу". Так пошло и поехало. Сначала возраста 1979 года рождения не было, поэтому я год или два отходил с 1978-м, а потому уже перешёл в свой возраст. Пришёл в хоккей, когда мне было около четырёх или пяти лет. Когда ещё ходил в садик, отец забирал меня в обед на тренировки, а потом привозил обратно. Это было раза два-три в неделю.
- Кому из тренеров больше всего обязаны своей профессиональной карьерой хоккеиста?
- Вы знаете, каждый наставник вложил в меня частичку себя, начиная с Павла Вениаминовича Макерова, Анатолия Михайловича Мелихова, Владимира Васильевича Стрельчука, а также тренеров по вратарям - Юрия Павловича Тархова и Виктора Дмитриевича Набокова.
- Вы долгое время выступали за родное "Торпедо". Было приятно играть дома для родных болельщиков или просто хороших предложений на тот момент ещё не было?
- Конечно, было приятно и интересно играть. Здорово, когда свои трибуны, и ты играешь дома. Тогда я только рос, и особых предложений не поступало, а как поступило, то, получается, я сразу поехал.
- В 2005 году транзитом через "Кузню" всё-таки покинули родной Усть-Каменогорск и отправились за океан. Как тогда это всё произошло, помните?
- Меня звали Новокузнецк и Уфа. На тот момент я выбрал Новокузнецк и поехал туда. На сборах ещё не успел подписать контракт, когда позвонил агент и сказал, что есть информация о том, что меня хотят видеть в НХЛ.
- Что вам тогда не позволило основательно заиграть в НХЛ?
- Когда я поехал туда, то мне, если не ошибаюсь, уже было 24-25 лет. Там в фарм-клубах с 17-18 лет ребята проводят по пять сезонов. К тому времени примерно столько отыграл один из вратарей в фарм-клубе. Я был ничем не хуже его, но мне сказали, что нужно побыть в фарме, чтобы поработать, и так далее. За мной там несколько игр понаблюдал специалист, который сказал: "Всё здорово, давай, давай", как любят говорить американцы.
В начале декабря меня подняли в НХЛ, где я провёл 6 матчей - 3 выиграл, а 3 проиграл. После этого меня снова спустили в фарм-клуб и сказали набираться опыта. У меня уже был возраст, поэтому соглашаться на двухсторонний контракт и опять ехать в фарм-клуб не хотел. Если бы мне было 18-20 лет, то я бы с удовольствием поехал и попробовал себя, поиграл год-другой. А здесь время шло, нужно было принимать важные решения для дальнейшей карьеры. Рыба - где глубже, а человек - где лучше. В России предложили лучшие условия, и я поехал туда.
- Не жалели потом, что не получилось в НХЛ?
- Нет, ни о чём никогда стараюсь не жалеть. Была мечта побывать там и попробовать себя. Остальное - уже второстепенное.
- С какими чувствами приезжали в национальную сборную Казахстана?
- Конечно, за сборную Казахстана всегда выступал с чувством гордости. Когда я ещё был молодым, в команду приезжали те же братья Корешковы. Всё-таки это такие мастера. Нам было настолько интересно, что мы с Федькой Полищуком даже фотографировались с ними в гостинице. Было очень интересно набраться опыта, мир посмотреть и себя показать.
- Многие, кто вас знает, в том числе и коллеги по вратарскому цеху, говорят, что у вас просто железные нервы. Наверное, всем будет интересно узнать, где вы их приобрели?
- Ну, не знаю. Наверное, это закладывается с детства - с тренировок, сборов и игр. Ты постоянно должен себя перебарывать и ломать, не обращать ни на что внимание. Я думаю, что всё это идёт с детства. Какой бы гол ты ни пропустил, плохой или хороший, тебя могут и трибуны погнать, ты можешь где-то затрястись, пропустив впоследствии вторую и третью шайбы, а потом тебя заменят. Конечно, здесь нужно держать себя в руках и не обращать ни на что внимание.
- Последним вашим пристанищем в КХЛ стал "Барыс". Символично ли было переходить в казахстанский клуб на тот момент?
- Было очень интересно вернуться. Всё-таки было много друзей и знакомых, которые в том числе и из Усть-Каменогорска перебрались в столицу.
- По окончании сезона в 2017 году говорили, что не планируете завершать карьеру. Почему в итоге всё-таки решили повесить коньки на гвоздь?
- Искали команду в КХЛ, а так как сделали регламент, что казахи опять стали иностранцами, соответственно, и я оказался иностранцем. К тому же мне было 38 лет. Многие клубы КХЛ сделали акцент на своих воспитанников и молодых игроков, поэтому команду мы так и не нашли. Предложения были, но я их все отклонил.
- Следили за "Барысом" в последние сезоны? Каковы, на ваш взгляд, были перспективы в незавершённом розыгрыше Кубка Гагарина?
- Команда была интересная, поэтому, конечно, хотелось бы посмотреть, куда бы она прошла. Были перспективы запросто сыграть в финале конференции или Кубка Гагарина. Думаю, что такие шансы у "Барыса" были.
- Сейчас "Барыс" является единственной командой на Востоке КХЛ, которая остаётся без главного тренера. Кто из современных специалистов мог бы успешно сменить на этом посту Андрея Скабелку?
- Не знаю насчёт российских специалистов, но думаю, что какой-нибудь иностранный тренер с опытом завоевания каких-то кубков и первых мест мог бы сформировать команду.
- Как считаете, один из лучших казахстанских хоккеистов современности Никита Михайлис мог бы заиграть в НХЛ?
- Я думаю, что ему нужно обязательно попробовать, поехать посмотреть и окунуться в это, потому что сейчас самое время. Год-два-три набраться опыта и попробовать свои силы. Пока молодой, нужно везде себя пробовать и идти. Если сейчас позвали, а ты не поехал, ещё раз позвали - не поехал, то потом уже звать не будут.
- Ни для кого не секрет, что многие клубы КХЛ, в том числе и "Барыс", испытывают сложности с финансированием. С казахстанским составом игроков клуб был бы конкурентоспособным в лиге?
- Я думаю, что это было бы очень тяжело. Во-первых, должен быть фундамент - это юношеские и молодёжные команды, а для этого нужны не год и не пять лет, а десятилетия. В том же Ярославле молодёжная команда уже второй год подряд завоёвывает первое место. У них не одна молодёжная или юношеская команда, а несколько школ, где очень большой поток. В "Локомотиве" много своих воспитанников, которые играют и которых продают в другие клубы. Здесь нужно смотреть начиная от школы. Будет хорошая школа, фундамент и поколение, - соответственно, будет и хорошая команда.
- Чем занимаетесь на данный момент? В качестве тренера себя попробовать в ближайшее время не планируете?
- На данный момент проживаю в Москве, но сейчас нахожусь с семьёй на самоизоляции на даче за городом. А так тренируюсь несколько раз в неделю с любительской командой "Спортима" вместе с Алексеем Трощинским и Димкой Дударевым. Что касается тренера, то почему бы и нет? Думаю, что с таким опытом, в принципе, мог бы себя попробовать на этом поприще.