Василий Васильевич Васильченко - это целая эпоха в усть-каменогорском хоккее, которая, к сожалению, ушла. 43 года отработал этот суперспециалист, внесённый в своё время даже в Книгу рекордов Гиннеса как тренер команды, одержавшей самую разгромную победу в истории мирового хоккея, в нашей хоккейной школе. Но, как доказал Николай Проскурин, нет ничего вечного.
Василий Васильченко был уволен из школы ещё до окончания действовавшего до апреля контракта. Однако неравнодушие к местному хоккею в наставнике осталось на прежнем уровне. И если на льду юным хоккеистам он уже ничем не поможет, то рассказать правду о том, что сейчас происходит в местной школе, решился.
- Сколько лет вы отработали в усть-каменогорском хоккее?
- Если говорить об игровой карьере, то в "Торпедо" меня лишь немного пригласили на сборы в 1972 году, затем уехал в Павлодар играть. Потом отправился на Камчатку играть за команду "Гейзер". Там нам платили чуть ли не под тысячу рублей! А я тогда учился и играл параллельно. Когда закончил учёбу и сдал государственные экзамены, я сразу же начал тренировать. Моя карьера тренера началась с 1976 года. И по сей день я работал в Усть-Каменогорске тренером.
- Расскажите о том историческом моменте, благодаря которому стели фигурантом Книги рекордов.
- Мы отказались от Азии и Океании и решили играть в Европе. Начали, естественно, с чемпионата мира в группе "D" в Люксембурге. Соперники там, конечно, были слабенькие. Сборную Исландии мы тогда обыграли 63:0! Когда я позвонил домой и сообщил об этом результате, мне даже не поверили. Этот счёт был официально внесён в Книгу рекордов Гиннеса.
- С какой формулировкой вас уволили?
- В связи с выходом на пенсию. Но ничему удивляться не приходится, если Проскурин в апреле собрался тесты принимать даже у врачей.
- Вам Проскурин сказал спасибо за проделанную работу?
- Вообще ни единого слова. Он, по-моему, даже и фамилии-то моей не знает. И после этого, словно издёвкой, мне пришло приглашение прийти на официальные проводы на пенсию в конференц-зале. Мол, там конвертик мне будет вручен. Там будет сидеть наш методист 75-летний Куликов и говорить мне, какой я хороший, а сами будут за моей спиной смеяться? А если я такой хороший, то почему меня уволили до истечения контракта? У меня тоже гордость какая-то есть.
- Насколько сильно изменилось положение тренера после того, как школа стала частью ТОО "Алма Сервис"?
- Раньше у нас было отличное руководство школы: Шалыгин был прекрасным директором, одним из лучших был Быстрянцев. Есть прекрасный тренерский штат молодых специалистов. И вот, молодые специалисты должны с любым вопросом подходить к руководству школы - директору или методисту. Но на все их вопросы говорят одно: "Решайте сами или идите увольняйтесь".
Когда меня увольняли, за меня тоже никто не заступился. Сейчас все просто держатся за свои места, чтобы не потерять работу. У нас резко изменился микроклимат в тренерском штабе. Если раньше кто-то переживал за результаты других, подбадривали, если команда другого наставника проигрывала, то сейчас всем абсолютно всё равно, лишь бы у моей команды дела шли хорошо.
Родители хоккеистов о тренеров сейчас просто вытирают ноги, и тренер не видит защиту ни со стороны руководителя, ни со стороны методиста, ни с ещё чьей-либо стороны. В итоге чувствуешь себя просто пустым местом. Тренеры сейчас не имеют права на ошибку. Малейший срыв, или чуть жёсткий разговор с родителем, нервы-то не у всех железные. Идёт постоянная чехарда, тренеров перебрасывают с одного возраста на другой постоянно. В итоге нет стимула работать. Потому что ты сегодня работаешь с одними ребятами, но уже держишь в уме, что тебя в любой момент могут переставить к другим.
Хотя пусть руководство сначала на себя посмотрит, как оно разговаривает с тренерами. Когда меня увольняли, я подошёл к Проскурину и попросил возможность доработать до окончания контракта - до 30 апреля. Он мне отказал. Я поинтересовался причиной такого решения, мне сказали, что меня попросили уволить Шёлков, Мелихов и Куликов. Я потом спрашивал, мне ответил, что это неправда.
Я Шёлкову верю. Николай Абрамович не видит в тренерах ни человека, ни специалиста. Разговаривает так, как будто бы это какая-то помойка. А что такое тренер? Это отец, мать, друг и воспитатель каждого из мальчишек. А Николай Проскурин абсолютно несведущ в хоккее. Сейчас его называют велопекарем.
Чем занимается "Алма Сервис"? Да ничем не занимается. Построили какую-то пирожковую на территории дворца. Для чего она нужна? Вот раньше я понимаю, был хоккей при предприятиях УМЗ и "Казцинк". Там хоккей содержали на прибыль от производства, а не с налогов, не с государства. А "Алма Сервис" что производит? Это как если бы мы с тренерами собрались, создали фирму "Рога и копыта" и сказали "Казцинку" и государству: "Давайте нам деньги, мы будем тренировать и возить хоккеистов на соревнования".
- Наша школа в последнее время выдавала всё меньше воспитанников, которые были бы конкурентоспособны во взрослом хоккее, и реформа школы была нужна. Что, на ваш взгляд, можно было бы сделать?
- Одной из причин снижения эффективности школы - низкое материальное обеспечение. Игроков не во что одеть, нет клюшек, коньков. В Астане сейчас всех одевают и обувают. Я считаю ошибкой объединение городской и областной хоккейных школ. Было две школы с конкуренцией между ними - это самое основное.
Второе - там работали по два человека на возрасте, охватывая весь контингент, занимающихся в нашем городе. К нам приезжали с области, к нам приезжали из других городов Казахстана, потому что было две школы, было мальчишкам куда податься. В угоду кому или чему это было сделано? С двумя школами было так: хорошо работаешь - идёшь в областную школу. Плохо работаешь - иди в городскую. Происходила ротация. То же самое было и у мальчишек. И все ездили в поездки.
- Ездили? Именно в прошедшем времени?
- Сейчас с этим объединением нам запрещают ездить. Родители подходят и просят отправить детей на товарищеские турниры за родительский счёт. Но им говорят: "Никаких за свой счёт". После того как объединили школы, был уже кошмар. Затем, не знаю, откуда такие умные головы нашлись, взяли и отправили школу в структуру клуба.
Клуб - это значит что? Деньги, которые давались нам на зарплату, они перешли в клуб. После этого господин Проскурин сказал: "Идите подписывайте контракты. Ту зарплату, которую вы получали, при школе, вы будете получать до 30 апреля. После - мы будем делать "чистку". Все будут сдавать тесты, и кто не соответствует - до свидания".
Не проходит и месяца, и лично мне, Ларину, Струкову и другим тренерам сказали: "Идите переподписывайте контракты". В новом контракте мне прописали зарплату в 28 тысяч. Те тренеры, которые якобы перешли на группу самоокупаемости, и дети начали сдавать по 10 000 тенге, получают доплату из этих родительских денег.
Тут же контракт переписывается, и вроде как те деньги, которые сдают дети, из них должна была идти доплата примерно по 80-100 тысяч. Я, как заслуженный тренер, получал там 144 тысячи чистыми на руки. Сейчас же даже не 100 тысяч доплачивают. После вычетов всех налогов, тренеры получают по 50-60 тысяч тенге. Но даже эти копейки нам задерживают. В декабре мы были без денег, кое-как в январе выплатили.
Отмазка при этом была какая? "Нам не перечислили деньги, ваша зарплата же ещё там - в Управлении спорта". Но это ложь. Давно уже были перечислены деньги. Это благодаря порядочности нашего начальника Управления по спорту Аскара Байжигитовича Можанова. Вот он молодец. В этом плане он порядочный руководитель.
И когда мы работали при "Казцинке", тоже там был очень порядочный руководитель, да и сейчас он там работает - Андрей Павлович Лазарев. Тоже всё было очень чётко, зарплата шла день в день. А сейчас вообще ничего. Сейчас мы объединились все в клубе, денег не получаем, тренерский штаб ходит и плюёт в след руководству клуба.
Деньги куда тратятся? Приглашают иногородних. В МХЛ пригласили Фокина - кличка "Майонез". Ходил он тут, ходил. И что он сделал хорошего? Сейчас в ситуации с "Алтаем", по словам Проскурина, виноват Артёменко. Он так и говорит, что это его ошибка, что он назначил Артёменко главным тренером "Алтая". Хотя он всё равно показал прогресс в результатах по сравнению с Фокиным. Но Фокину нужно было дорогу оплачивать, питание, проживание. Да и на одну зарплату можно было целую команду на соревнование свозить.
- Раз уж заговорили о платных группах, как отразилось решение сделать занятие хоккеем в городе платным?
- Человек 18 детей не стало заниматься сразу. А это, скажу я вам, прилично, если учесть, что изначально было около 59 детей 2012 года. На треть. Да и сейчас регулярно на тренировку ходит только 35 детей.
- В какой-то момент в городе говорили о том, что не хватает льда в городе. Строительство манежей решило эту проблему?
- Да, льда сейчас, слава Богу, очень много. С этим проблем нет.
- Реконструкция Дворца спорта что-то дала в спортивном плане?
- Стал немного побольше холл, где можно проводить разминку перед игрой. Я тут ничего плохого сказать не могу. Но мы их используем почему? Да потому что у нас спортивного зала нет. Но зал не строят, а строят эту пекарню на территории Дворца спорта.
- Николай Абрамович говорил, что в школе будут работать два методиста…
- Методистом взяли Куликова Вадима Алексеевича. Но я считаю, что это просто издевательство над человеком. Он на тренерском совете сидит и засыпает. Но на самом деле для чего он здесь нужен? Куликов - человек, который с детским хоккеем никогда в жизни не был связан. В Сатпаев он уехал, два месяца там поработал. И уже после этого срока тренерский штаб тогда написал письмо руководству с просьбой уволить этого человека. Он не знает, как зашнуровывать коньки, не воспитавший ни одного хоккеиста за всю свою жизнь.
Взять Густомясова - методистом работал в областной школе. Мне сам Куликов прямо заявил: "Я убрал Густомясова". А почему убрал? Потому что тот знал хоккей изнутри, составлял реальные планы тренировок, по которым наша школа до сих пор работает. Неужели господин Проскурин не видит, что над Куликовым все смеются? И этот человек получает чуть ли не в два раза больше, чем тренеры. Я понимаю, Мелихов стал методистом. Да, он тоже очень возрастной, но он-то через всё это прошёл, воспитанники у него есть хорошие. Это просто трата денег на ветер. Раньше в школе был один грамотный методист, а сейчас - трое. Кроме Куликова и Мелихова есть ещё Стрельчук.
- Сколько была заработная плата у молодого тренера до перехода в ТОО "Алма Сервис", и сколько стала после?
- Тренеры, которые не перешли на группы самоокупаемости, сохранили пока свою зарплату. Она в размере около 120 тысяч тенге в зависимости от стажа. Те, же, кто работает с группой самоокупаемости, теперь может попрошайничеством заработать больше, чем своей профессией. Около 80 тысяч тенге стала зарплата! Ну, может, около 100.
- Сколько тренеров было уволено после того, как школа перешла под управление ТОО "Алма Сервис"?
- Уволили Ветлугина, из администрации человека уволили, Пашу Макарова и меня. Но, поверьте мне, ещё будут увольнения. И будущего у наших тренеров никакого не будет, пока такие у руля. Сейчас я лично знаю как минимум шестерых тренеров, которые собираются уезжать из Усть-Каменогорска после окончания действия контракта.
- Проскурин, когда давал пресс-конференцию по поводу изменений в школе, говорил о том, что стимулирование тренеров к повышению результатов будет одной из приоритетных задач. Была ли разработана какая-то система премирования?
- Да, нам он тоже это говорил, но вместо этого даже урезал зарплату. Никакой системы премирования там нет. Раньше, когда мы были под крылом "Казцинка", было вообще замечательно. Спасибо ещё раз Андрею Павловичу Лазареву. У нас была система. Чемпионом региона стал - сразу получаешь хороший бонус. Обращаюсь, Андрей Павлович, к вам, помогите нашим хоккеистам. Я не про себя хочу сказать. Мы просто просим вернуть школу в родные пенаты Управления спорта. Здесь тренеры просто мучаются, отбывают время.
- Николай Абрамович также заявил, что приобрёл некую программу подготовки, в которую заложен объединённый опыт финской, шведской и российской хоккейных школ. Вы когда-нибудь видели в глаза эту программу?
- Я её не видел никогда, нам её никто не показывал. Хотя я не знаю, может, и купил, может быть, она стоит где-то пылится на полке.
- Проскурин кого-либо из тренеров отправлял на учёбу или курсы повышения квалификации?
- В высшую школу тренеров ездил и Денисенко, и Олег Коваленко, но это было ещё при Немчинове. Когда Сергей Львович покинул клуб, не ездил вообще никто и никогда. Вот уже два года. И сейчас руководство клуба решает закрыть команду, которая участвует в российской МХЛ. Мол, на неё тратятся слишком большие деньги. А куда деньги делись? Сэкономили и так очень много. Один только уход Немчинова сколько денег высвободил. И куда пойдут сейчас дети?
- Какова сейчас ситуация с вашим воспитанником Ильёй Лоншаковым?
- Вообще, первый тренер его был Логвин. Когда Проскурин назвал его инвалидом, мы общались с родителями. Они вообще хотели приехать и разобраться с Николаем Абрамовичем по-мужски. В ноябре-декабре Проскурин должен был выплатить ему 200-300 тысяч тенге. Но до сих пор ничего не выплатил. Сейчас Илья в Павлодаре, играет на ведущих ролях в местной команде, выступающей в казахстанской МХЛ. Вот такого игрока Проскурин потерял вместо того, чтобы вылечить. А он его инвалидом назвал! Я бы на месте отца Лоншакова пришёл бы и дал ему между рог.
- Как вы думаете, "Торпедо" сумеет пробиться в плей-офф ВХЛ?
- Думаю, что нет. При такой ситуации в клубе, при такой атмосфере играть просто невозможно.
- Поражение "Алтая-Торпедо" в первом же раунде плей-офф, на ваш взгляд - закономерный итог сегодняшней ситуации в клубе?
- Да, закономерно. Я считаю, что первым руководителем в хоккее должен быть человек именно из хоккея. Не около хоккея, не из велоспорта, а именно человек, который корнями своими идёт из хоккея. Его все не-на-ви-дят! Может быть, парни и могли бы выиграть, но когда не дают премии, задерживают зарплаты, "обсирают", играть сложно. У Проскурина сейчас есть два варианта: либо застрелиться, либо подать в отставку.
От редакции Vksport.kz
Василий Васильевич Васильченко - ровесник казахстанского хоккея. Родившись в 1955 году, он застал практически все этапы становления нашей команды со всеми взлётами и падениями, пропитавшись хоккеем, насколько это вообще возможно. За это время Василий Васильевич получил звания заслуженного тренера Казахстана, почётного деятеля спорта РК. И всё это отнюдь не за красивые глазки. Имена его воспитанников Антропова, Трощинского до сих пор на устах у болельщиков даже нового поколения. Уже сейчас ему последовали предложения по продолжению тренерской карьеры из нескольких российских и казахстанских городов. Так что этот наставник без работы не останется. Но за хоккей Усть-Каменогорска, который четыре года назад обещали поднять до уровня выступлений в КХЛ, а теперь опустили до уровня плинтуса всё-таки обидно.
Автор: Алексей Губанов