Президент "Торпедо" Николай Проскурин снова высказался по ситуации с Леонидом Метальниковым, который недавно покинул усть-каменогорский клуб и перешёл в карагандинскую "Сарыарку".
- Николай Абрамович, вы в "Торпедо" уже три года, но я вас помню по эффективной работе в велоспорте. Вместе с Даниалом Ахметовым вы совершили настоящий прорыв в казахстанском спорте. От вас ждут такой же эффективности теперь в хоккее?
- Дело в том, что существует такое понятие, как профессиональный спорт. И первую в Советском Союзе профессиональную спортивную команду создал я. Существует система создания профессиональных спортивных команд, и по большому счёту неважно, какой это вид спорта. Есть система, и если в вашей голове системы нет, то профессиональную команду вы никогда не создадите, а если создадите, она через год развалится.
Когда была создана велокоманда "Астана", она очень успешно выступала. Все регалии, какие только существуют в мире, мы их заработали. Я ушёл из велоспорта, когда туда пришли люди, которые начали меня учить, как нужно правильно работать в профессиональном спорте.
Когда Даниал Кенжетаевич стал акимом Восточно-Казахстанской области, он позвонил мне и спросил: "Не мог бы ты мне помочь? У нас в Усть-Каменогорске есть хоккейная команда "Торпедо", чтобы вывести её на более серьёзный уровень, потому что команда занимает в лучшем случае восьмое место в Высшей хоккейной лиге". Я ответил: "Хорошо".
Когда я сюда приехал, пригласил одного из лучших хоккеистов в мире Сергея Немчинова. С ним мы начали создавать команду, буквально через полтора года выиграли регулярный чемпионат ВХЛ. Такого в истории Восточно-Казахстанской области не было.
Помимо этого, мы создали промежуточную команду и молодёжную команду. И всё это без увеличения бюджета. Наша задача - создать систему, чтобы мы могли выращивать наших местных воспитанников, а не делать каким-то игрокам паспорта, как это было модно, заниматься натурализацией.
На сегодняшний день это успешный проект. У нас уже играет перспективный нападающий Адиль Бекетаев, свой воспитанник клуба. Я вам скажу, это будущее нашего хоккея. Таким образом, мы хотим, чтобы через несколько лет основной костяк команды состоял из воспитанников "Торпедо". Чтобы они могли защищать цвета флага нашей страны на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Мы должны готовить игроков для национальной сборной.
- В этом ваша миссия?
- По идее, это все клубы должны делать. На сегодняшний день в Казахстане 11 профессиональных хоккейных команд. Если каждая давала хотя бы по два качественных игрока, у нас полностью национальная сборная была обеспечена игроками, и не пришлось бы обманывать самих себя. Натурализованные игроки никогда не будут за наш флаг рвать на себе рубашку. Клубы - это другое дело. Национальная сборная - это главная команда страны, в которую мы должны поставлять игроков. И перед нами такая задача стоит. Я думаю, мы с ней успешно справимся.
- Николай Абрамович, как и в любом виде спорта, бывает, что у клуба игроков уводят. Вот сейчас на слуху история с защитником "Торпедо" и национальной сборной Казахстана Леонидом Метальниковым. Игрок, оказавшись не нужным "Барысу", резко высказывается в ваш адрес. Его увели у вас или он сам ушёл?
- В принципе, мы обязаны, если наша КХЛ-овская команда запросит кого-то из наших игроков, мы должны их передавать. Но... Не просто передавать, а за определённую сумму, согласно регламента КХЛ, которую клуб, в данном случае "Барыс", должен заплатить нам за трансфер.
Они звонят и говорят: "Мы забираем у вас Метальникова". Я им отвечаю: "Да ради бога, заплатите согласно регламента минимальную трансферную сумму и забирайте, пожалуйста, не вопрос". Они говорят: "Нет, мы хотим бесплатно его забрать". Странно получается.
Вот в прошлом сезоне они забрали у нас двух игроков, наших лучших игроков, тем самым развалив у нас и нападение, и защиту. И потом, когда они им стали не нужны, нам говорят: "Забирайте их обратно, но заплатите нам за них деньги". Это вообще идиотизм какой-то! Мы должны заплатить за то, чтобы вернуть ставших им не нужными своих игроков, которых они у нас забрали бесплатно.
В этом году я им сказал: "Стоп, ребята, давайте, придерживаться регламента". Они говорят: "Нет, только бесплатно". Но бесплатно мы не отдадим. После этого они взбаламутили нашего игрока Метальникова, чтобы его бесплатно забрать. Они ему сказали, что его берут, ты там увольняйся.
Он пришел: "Всё, я не буду у вас играть, ухожу в другую команду". Хорошо, если человек не хочет играть, заставлять его глупо. Но как он это сказал? При всей команде. А на следующий день у нас игра и он отказался играть. Получается, он подвёл команду. Он ведь один из наших ключевых защитников. Хотя, к слову, он ещё зарплату у нас получал.
- Ушёл и ушёл. Другая история, что "Барыс" от него отказался и игрок решил вернуться в "Торпедо".
- Дело в том, что он у нас подпадает под возрастной лимит. Мы эту позицию уже закрыли другим игроком, свободного места для лимитчка больше нет. Мы нашли ему хорошую замену, игрока даже посильнее Метальникова.
Спустя какое-то время приходит Метальников и говорит: "Там меня не взяли, возьмите меня обратно". Это глупо. Я должен вызвать игрока, с которым у нас подписан контракт, и сказать ему: "Ты извини, вот у нас Метальников захотел вернуться".
Лёня говорит: "Я же местный". Что за глупости? Причём тут местный - не местный. Ты уволился, на твоё место взяли другого игрока. У него, кстати, это продолжалось каждый год. Он всегда хотел уйти. А в конечном итоге он "Барысу" не нужен оказался.
Он приехал к ним, а они ему: "Всё ты нам не нужен". Как-то тоже несерьёзно с их стороны. Хотя мы со свой стороны пошли на то, чтобы они нам не платили, поэтому он и увольнялся. Мы удовлетворили его просьбу об увольнении. Мало того, он и играть начал так, как бы нам не хотелось. Для того чтобы уйти. Да ради бога!
- Сам же Метальников в соцсетях крайне эмоционально высказался в ваш адрес по поводу своего ухода из клуба.
- Человек эмоциями живёт, а не умом. Для меня это было шоком, так как мы его отпустили, хотя по контракту могли востребовать с него деньги. Никаких препятствий мы ему не создавали. Ушёл и ушёл. Я вам скажу, и команда восприняла не очень хорошо то, как он ушёл, когда при всех сказал: "Я не хочу в вашей команде играть". Как так? Вроде друзья были, а теперь он клуб поливает. Я не могу понять, в чём наша вина? Что мы его обратно не берём? Но место уже занято, контракт подписан.
- Как вы отреагировали на маты Метальникова в свой адрес?
- Таков, значит, его уровень умственного развития. Я не читаю соцсети и жёлтую прессу, мне это неинтересно. Я знаю, что делаю, что делаю это правильно. А он бессовестный человек. Мне бы на его месте было стыдно такие вещи говорить. Но каждый порядочность понимает по-своему. В чём проблема, я не могу понять? Он поступил как предатель. Я не хочу о нём даже говорить. Это не стоит выеденного яйца. Пусть решает свои вопросы и проблемы с "Барысом", который ему что-то там наобещал.
- Он вынес это на публику и вам всё равно?
- Да ради бога! Это не мой уровень - публично говорить с ним о каких-то глупостях. Есть много таких людей, которые всегда чем-то недовольны. Кто-то женой своей недоволен, хотя прожил с ней много лет. Люди, по существу своему, когда что-то происходит в их жизни не так, они вспоминают только плохое. И никогда не вспоминают хорошее, даже если на 99 процентов в их жизни было всё только хорошее. Вспоминают только обиды. Метальников на что обижен? Я не понимаю. Мы столько для него сделали хорошего. Но ему всё плохо.
- Понятно, парень запутался. А какие у вас отношения с "Барысом"?
- У нас с ними будут такие отношения, как я говорил выше. Если они будут запрашивать игроков, то не по телефону, а официальным письмом.
- Вы настаиваете на том, чтобы впредь "Барыс" платил за переходы игроков или готовы с ними бесплатно работать, как у нас говорят, по-братски?
- А для чего тогда регламенты существуют? Когда поступаешь по-братски, оно тебе потом боком выходит, ты ещё и крайним остаёшься. Например, как в этом случае с Метальниковым. Поэтому, я думаю, что в дальнейшем мы будем только по букве закона работать с переходами игроков. Мы даже не стали требовать законную компенсацию с Метальникова. По-братски поступили. А нас ещё матерят теперь.
- Дальнейшая судьба игроков, покинувших клуб, в их руках. Какие планы у вас?
- Мы одна из немногих команд, которая готовит игроков для национальной сборной, и эта одна из наших задач. Кроме того, у нас есть концептуальное предложение по развитию хоккея в стране. Я в спорте 50 лет и знаю, что такое профессиональный спорт, и уже поверьте, знаю, как его развивать.