Нападающий "Беркута" Максим Богатыренко в небольшом интервью сайту "Шайба.kz" рассказал, что выступать в чемпионате Казахстана ему интереснее, чем в МХЛ.
- Максим, не жалеешь ли ты о том, что своё детство посвятил тяжелым хоккейным тренировкам, а не провёл его беззаботно, как многие другие дети?
- Нет, конечно же, не жалею. Даже если хоккей и отнимает много времени, грубо говоря, всё детство, то он даёт дисциплину, трудолюбие, здоровье, много новых друзей, ты встречаешь интересных людей, видишь много городов. То есть плюсов гораздо больше, чем минусов. Если это дело для души, то им стоит заниматься с самого детства и не жалеть об этом.
- Главная причина, по которой ты сделал выбор в пользу хоккея?
- У меня есть старший брат, когда он пошёл на хоккей, я этой игрой особо не интересовался, но зато всегда хотел быть похожим на него. Пришёл и пару игр с ним посмотрел, тоже захотелось пойти на хоккей. Потом начало всё получаться, почувствовал, что это моё и решил продолжить заниматься серьёзно, всё очень нравилось.
- Форма первая, наверное, после брата осталась?
- Нет, отец сделал всё для того, чтобы у меня была личная форма. Постоянно трясся, бегал, искал всё самое лучшее. Самый лучший папа на свете!
- Значит, семья принимала в твоём становлении активное участие?
- Да, родители возились со мной, ездили на турниры, сопровождали, поддерживали. В общем, семья очень серьёзно относится к моему занятию, они не считают это моим хобби, они считают это делом моей жизни, как и я. У нас получилась хоккейная семья, а отец мой, кстати, в своё время играл ещё на "Золотой шайбе".
- Кто был твоим первым тренером?
- Когда у нас было три команды, три набора 1992, 1993 и 1994 годов, первым тренером был Владимир Николаевич Беляев, вторым был Сергей Геннадьевич Залипятских, они нас вдвоём тренировали, потом меня перевели в 94 год, когда начали разбирать всех по годам, и там я уже попал к Василию Васильевичу Васильченко. Если я не ошибаюсь, помогал ему Вадим Владимирович Субботин, а потом они разделились. Субботин начал заниматься с "Устинкой", а Васильченко – с "Торпедо". Потом меня вновь перевели в 93 год и я снова оказался у Залипятских.
- Почему в 10 лет ты уехал в Пермь и играл за "Молот"?
- Даже не знаю, это была инициатива отца, я в то время не особо решал, где и как мне играть.
- Хорошо, почему отец выбрал именно этот город и команду?
- Мы как-то ездили туда на турнир, я помню ещё заболел тогда и ужасно сыграл, но почему-то главный тренер обратил на меня внимание, пригласил сыграть за них пару игр. Тогда ещё не было регулярного чемпионата, а были просто турниры. Вот я и съездил, сыграл за Пермь, набрал там очки, потом задержался в этом городе на два года. Меня даже подключали к 93-году, но тогда я не проявил себя должным образом. После Перми я уехал в Уфу. Был какой-то предсезонный турнир, я играл за Новосибирск, и мне предложили поехать в Уфу, уехал туда и играл там вплоть до окончания СДЮШОР, после отыграл сезон в МХЛ и вернулся в Казахстан.
- Как ты думаешь, почему многие выпускники "Торпедо-94" не продолжили свою профессиональную карьеру? Набор был неудачный?
- Нет, я считаю, набор везде одинаковый, ведь ребята не приходят сразу же мастерами хоккея. Чего ты хочешь добиться, того ты и добиваешься, если ты работаешь, ты достигаешь чего-то. Вот, например, взять того же Семёна Кошелева, который всю жизнь играл в Усть-Каменогорске, никуда не уезжал, сейчас в свои 17 лет и очков прилично набрал, лидер второй команды, я бы даже сказал, что и в первой команде он на ведущих ролях. А у человека просто есть желание, трудолюбие. Правильно тренеры говорят: "Один процент – это талант, всё остальное – труд хоккеиста".
- Ты переходил из одной школы в другую, от одного тренера к другому, а кто из наставников вложил в тебя больше всего, как считаешь?
- Думаю, это уфимский тренер Руслан Мухаметханафович Сулейманов, который сейчас тренирует "Торос". Он нас и выпустил, с ним ещё работал Сергей Николаевич Лопатин. Вот эти два тренера очень многое в меня вложили, то есть при них более и менее я созрел как профессиональный хоккеист. Не могу не отметить вообще всех своих тренеров, например, Вадима Владимировича Субботина - всегда, когда я приезжал в Усть-Каменогорск, давал мне возможность поиграть, разрешал тренироваться, да и просто он отличный человек.
- Расскажи немного о Руслане Сулейманове, какой он как тренер?
- Я не скажу, что он строгий или много кричит, на тренировке он вёл себя с нами как с взрослыми парнями. Первой задачей у него было создать именно команду, то есть не наиграть какие-то схемы, а сделать дружный коллектив, чтобы каждый друг за друга боролся. Именно поэтому, мне кажется, мы с 94-ым годом смогли дважды выиграть чемпионат России.
- А как он это делал? Ведь не так-то просто сплотить коллектив.
- Это как-то само собой у него получалось, автоматически. Он мог создать такую дружескую обстановку на льду. И к нам у него подход был хороший. Он мог просто поговорить с игроком, как с другом, и даже спросить: "Кого поставить в пятёрку?" или "Как ты считаешь, как лучше сыграть против такой-то команды?" Он не был тренером-деспотом, а именно был рядом с нами, с игроками, мы всё и всегда решали вместе, всем коллективом. Думаю, так же происходит сейчас и в "Торосе".
- Свою профессиональную карьеру ты начал в МХЛ, как думаешь, это хорошая лига для старта? Что она тебе дала?
- Не знаю. Если честно, за последние два сезона, играя в казахстанском чемпионате, я приобрёл в разы больше, чем за тот год. Я не чувствовал в МХЛ какого-то особого мастерства. Были несколько человек в каждой команде, которые были заявлены и за КХЛ и за МХЛ, но, смотря на них, я не мог сказать, что хочу быть похожим на этого игрока.
А вот в Казахстане есть такие хоккеисты, к мастерству которых можно присматриваться, что-то брать для себя. Например, я стараюсь смотреть за Яником Риндео, за защитником Осси Иконеном. Для нападающего очень важно сильное катание, чтобы он мог резко поменять направление движения, чем Яник пользуется превосходно, да и тот же Осси, сколько бы раз ни перехватывал шайбу, он никогда её не теряет, очень быстро и манёвренно катается, чему многим стоит поучиться.
- Вот как раз давай на легионерах и остановимся. Как думаешь, нужны ли они в нашем чемпионате? Сколько их должно быть в команде? Не мешают ли они нашим игрокам?
- На данный момент, как мне кажется, хорошо, что они есть в чемпионате Казахстана. Ведь если их убрать, то уровень этой лиги будет значительно ниже. Думаю, через несколько лет подтянутся молодые игроки, так как в каждом городе молодёжь потихоньку подрастает. Да и не во всех командах они есть. Например, в "Беркуте" их нет, в "Торпедо" вообще одна молодежь.
Но нет ничего плохого в том, что некоторые команды имеют их, игра становится ярче, интереснее, зрителей больше на трибунах собирается, да и лига становится сильнее. Ребята, которые здесь играют, могут подтвердить, что очень интересно играть с сильным соперником. Надеюсь, что лет через пять большая часть состава будет представлена нашими коренными ребятами. Лично моё мнение, в ближайшие 2-3 года лимиты на легионеров не нужны, так как они только красят казахстанский чемпионат.
- У "Беркута" новый тренер - Алексей Дмитриевич Фетисов. Что можешь сказать о нём? Какой хоккей он практикует? Что изменилось в команде с его приходом?
- Он требовательный и грамотный тренер. Видно, что очень хорошо делает свою работу, всегда подсказывает, где ошибся игрок и как это исправить, очень энергичный, заводит нас постоянно. Если поражения бывают обидные, то он нас поддерживает.
Когда знакомился с нами, сказал, что всё останется по-старому, он будет плавно менять ход игры, некоторые моменты в ней. Всё так и происходит. Он пытается привить нам агрессивную манеру игры, чтобы мы не прокатывались, играли жёстко, быстро, то есть в такой хоккей, в который сейчас везде стараются играть, особенно в КХЛ. То есть он готовит нас к высшему уровню, позволяет расти.
Мы стараемся насколько это возможно, пытаемся выполнять его установки, но пока не у всех получается, не все ещё схватывают, но когда подойдём к плей-офф, всё будет нормально, отработано и мы будем хорошо подготовлены к важному этапу чемпионата.
- За последние два сезона ты сменил несколько клубов. Сейчас ты играешь в "Беркуте", что тебе нравится в этой команде?
- Мне нравится атмосфера. У нас есть молодые ребята и игроки, которые постарше, такие, как Даниил Пилюгин или Данил Лысый. У них можно спросить совета.
Сейчас вот за нас ещё играет Алексей Тезиков, у него вообще богатый опыт за плечами. Смотря на этих ребят, пытаешься брать с них пример. Такие люди очень нужны в любой молодой команде, чтобы могли подсказать, поддержать, чтобы в коллективе всё было в порядке. Они и следят за нами, иногда нам достаётся от них, но это нормально, мы молодые, нас нужно ещё учить и учить, немного подгонять. Они ведут игру, ведут команду вперёд, мы стараемся и по мере возможности идём за ними.
- На сколько процентов "Беркут" сейчас готов как команда?
- Где-то на 85 процентов, потому что травмирован один защитник, одного парня забрали в первую команду. Сейчас тасуются звенья, тренер подбирает лучшие сочетания.
- А как ты переносишь эти перестановки, легко ли сыгрываешься с новыми партнёрами?
- Не очень легко, когда меняются тренеры. Каждый наставник требует своё, но мы стараемся выполнять так, как это нужно, тренеры ведь лучше знают, им виднее, они ставят тактику, наше дело играть. А перестановки переношу нормально, они нас меняют, все объясняют и показывают, что и как делать с новыми партнёрами.
- Михаил Пикалов про вас не забыл? Заходит к вам на тренировки?
- Да, частенько приходит. Мы с ним общаемся, интересуется нашими успехами, передает какие-то пожелания иногда.
- Скучает по вам? На игры приходит за вас переживать, если получается?
- Не знаю, наверное, скучает. Когда он стал тренером в первой команде, всего один или два раза успел на нашу игру, так как у них бывает по две тренировки, разъезды, но при любой возможности он приходит к нам, поддерживает нас, как самый искренний болельщик нашей команды.
- Как тебя называют в команде?
- Богатырь!
- Команда, как ты сам отметил, у вас молодая, а значит, не обойдётся без шуток и розыгрышей, вспомни какой-нибудь из них.
- Например, классический розыгрыш, когда у нас была эстафета на тренировке, где одной клюшкой всё делают, я свою положил, а потом не мог найти, а оказалось её просто спрятали за лавку. Как и все молодые ребята в команде, мы остаёмся в конце тренировки и собираем шайбы, а потом мы разыгрываем, кто будет уносить их со льда. Пару раз делали так, что сговаривались против одного и все убегали с поля, и мне приходилось одному собирать шайбы. В общем, много всяких приколов, мы не скучаем вообще.
- А самый весёлый кто?
- Наверное, это наш вратарь Серёга Силантьев, или Костя Орешкин, Александр Гуменюк, да и все ребята весёлые.
- Кто для тебя самый принципиальный соперник в чемпионате?
- Темиртауский "Арыстан". Команда жёсткая, с ними интересно играть, нельзя расслабляться вообще ни на секунду, в принципе, как и с другими, но выделить хочу их. Отмечу, что на меня никак не влияет это карагандинское дерби, о котором всегда говорят, когда встречаются наши клубы.
Просто я люблю жёсткий хоккей, когда соперники не жалеют друг друга, где нет никаких поблажек, всё время идёт война за каждый сантиметр поля.
- Если вы выйдете в плей-офф, с кем из соперников хочешь сыграть на этом этапе?
- Во-первых, хотелось бы выйти в плей-офф с места третьего или четвертого, чтобы начать серию дома. Нам не важно, с каким соперником играть, нужно выходить, стараться и делать всё для победы, нет непобедимых команд.
- На твой взгляд, чего на данный момент не хватает чемпионату Казахстана?
- Разве что команд чтобы было больше, хотя бы 16, чтобы было больше матчей, а так всё в порядке. И хотелось бы побольше зрителей.
- После ваших громких побед людей на трибунах стало больше?
- Да, намного. Как-то один матч мы играли после основной команды, и была почти полная арена, болельщики остались, поддерживали нас. К сожалению, тот матч мы проиграли "Арыстану", но зато следующий выиграли, но зрителей было не так много. Но это, несомненно, приятно, что на нас ходят люди, и мы пытаемся завоевать любовь болельщиков своей игрой, и их становится больше.
- Кто для тебя лучший хоккеист мира?
- Тут без вариантов, это Павел Дацюк. Ему просто нет равных. В каждом матче в НХЛ он отмечается либо передачей, либо шайбой. А чего стоят его буллиты, его катание! Мне кажется, таких игроков, как Павел Дацюк, больше не будет. Как только он появляется на льду, сразу привлекает внимание. Завораживает, с какой легкостью он обыгрывает мастеров НХЛ, которые играют в лучшей лиге, а он их раскатывает, один четверых или один пятерых, повторить это просто невероятно.
- Стараешься подражать ему?
- Не совсем, он играет в техничный хоккей, а я люблю жесткий, где больше игры в тело, больше скорости. Его буллиты некоторые пытаюсь повторять, иногда получаются, но чтобы они получались стабильно, нужно иметь такие же руки, как у него, и я не думаю, что без огромного труда это получится. А по манере игры мне ближе Сергей Фёдоров, Стив Айзерман, Марио Лемье, они и силового плана, но в то же время техничные. Я хотел бы играть, как Джонатан Тейвз, капитан "Чикаго Блэкхокс", техничный, быстрый, всегда лезет вперёд, не боится ничего.
- То есть ты у нас любитель НХЛ?
- Да.
- А что на счёт КХЛ?
- КХЛ я смотрю реже. Часто совпадает так, что по телевизору показывают матч КХЛ, а в интернете идёт трансляция НХЛ. Из двух лиг я выбираю НХЛ. Там больше мастерства, есть чему учиться, игроки именитые. Так как площадка там меньше, игроки пытаются брать победу на индивидуальном мастерстве, что мне даже нравится. Но это не значит, что я не люблю тактический хоккей, просто любой игрок должен уметь обыгрывать соперника.
- Против кого из звёзд хоккея тебе хотелось бы сыграть?
- Конечно же, это Павел Дацюк, Александр Овечкин, то есть хочется играть против сильнейших, чтобы проверить себя. Я понимаю, что на данный момент я совсем не готов, не смогу ничего противопоставить их мастерству. Но я искренне надеюсь, что смогу сыграть против Павла, хотя у него уже солидный возраст, но, думаю, если всё хорошо сложится, я успею.
- На твоей странице в социальной сети в графе высшее образование указана кафедра психологии, ты учишься на психолога?
- Нет, я это ещё в детстве поставил себе. В дальнейшем я хочу работать тренером, и помимо тренерского факультета, хотелось бы закончить и факультет психологии, чтобы знать лучше подход к детям, в общем, чтобы достичь больших успехов на тренерском поприще. Сейчас я учусь на третьем курсе, на тренера-преподавателя, в Уфе.
- И какие предметы изучаешь?
- На лекциях я там не был, потому что мы обучаемся дистанционно. У меня есть свой аккаунт на веб-странице моего института, я захожу, читаю лекции, смотрю слайд-шоу. На втором курсе мы проходили курс психологии, который я очень внимательно изучил, так как было очень интересно.
- Какие ещё есть увлечения?
- Помимо психологии мне всегда нравилась биология, так как, сама знаешь, у нас много различных травм, пытаешься сам себя иногда подлечить. Поэтому хотелось бы знать, что делать, если ты потянул мышцу, как действовать, что будет лучше.
- Передачу Геннадия Малахова случаем не смотришь?
- Ни в коем случае.
- Как ты учился в школе?
- Мои родители относились к этому серьёзно и строго. Они считали, что если в голове будет пусто, то и на льду ничего не выйдет. Не знаю почему, но сейчас у многих сложилось такое мнение, особенно у далеких от хоккея людей, что если хоккеист, то обязательно тупой.
Я хочу заверить всех, что среди хоккеистов глупых людей единицы. У нас многие ребята читают различные книги по психологии, все получают высшее образование, кто-то даже второе по счёту. Вообще, когда я приехал в команду, я удивлялся, какие книги там читают. Сам я читаю классику, мне не нравятся тяжелые психологические книги, мне университетских лекций хватает. Я читаю легкие и простые произведения. Например, сейчас пытаюсь перечитать всего Сидни Шелдона.
- И ещё, как я поняла, ты любитель посмотреть фильмы?
- Да, я пересмотрел уже всё, что можно, некоторые фильмы даже по несколько раз. Один из самых любимых - это "Никогда не сдавайся", про парня, которого как-то побили в школе, а он начал тренироваться, становиться лучше. Такое кино, как мне кажется, всегда будет в моде, где люди перебарывают себя, становятся сильнее, для спортсменов это отличный мотиватор вообще.
- Не так давно вышел в свет фильм про Валерия Харламова, который ты не мог не посмотреть.
- Да, смотрел раза три его. Очень полюбил этот фильм. И после каждого просмотра переосмысливаешь его по-новому, что-то новое подчеркиваешь. Например, ни тренеры и ни кто-то ещё не решает твою судьбу. Всё зависит от тебя. Если ты будешь стараться и работать, то обязательно всё придёт, а сваливать на кого-то вину - это самое последнее дело. Нужно просто стараться и всё тогда будет хорошо в хоккее, потому что это такой вид спорта, который не прощает лень, который не обманешь. Как нам говорил Руслан Мухаметханафович Сулейманов, можно обмануть тренера, родителей, но хоккей ты не обманешь.
- Есть ли у тебя какая-то определённая цель, к которой ты стремишься, не взирая ни на что?
- Допустим, когда я пришёл в команду, хотел стать лидером. В начале сезона у меня это получалось, сейчас что-то поменялось, может, небольшой спад. Пока я буду играть в хоккей, у меня всегда будет стоять задача стать лидером, то есть постоянно выручать команду, забивать шайбы. Когда выручаешь команду, забрасываешь победный гол или сравниваешь счёт, это просто непередаваемые ощущения, даже не знаю, с чем это можно сравнить.
- Ты упомянул про спад. Многие игроки об этом говорят, а почему он наступает? Что влияет на это?
- У каждого свои причины. Кто-то начинает искать ошибки в своей игре или других людях. У меня было такое, но, слава богу, у меня есть семья, которая направляет меня в нужную сторону, я прислушиваюсь. У кого-то не хватает сил, у кого-то травма, без спадов жизнь любого хоккеиста не обходится. У меня они бывают ближе к Новому году. Но спад, скорее всего, психологический, потому что с физикой всё в порядке, мы прошли отличные предсезонные сборы.
- Спасибо за беседу и успехов тебе в достижении всех целей!
Автор: Людмила Гегер