Отыграв более полутора десятков сезонов за родное "Торпедо" в далёкие 60-70 годы прошлого века, Виктор Иванович Семыкин первым из усть-каменогорцев стал тренером в российском хоккее. Наш разговор с экс-"торпедовцем" советских времён состоялся в дни приезда его команды на игры с "Казцинк-Торпедо" в прошлом сезоне. Думается, его актуальность уместна и сегодня.
- В жизни всё в порядке.
- В хоккее тем более.
- Здесь, пожалуй, уже всё позади. Полагаю, что мои воспоминания о прошлом вряд ли кому будут интересны на родине.
- Ещё как. Поднимаешь в России хоккей. Выводишь в люди одну команду за другой.
- Получается. Липецк когда-то в Суперлигу вытащил, где заняли 11-ое место. Тольятти с Цыгуровым и Тычкиным подвели к Высшей лиге и через пару лет "Лада" стала чемпионом. В Хабаровск пришёл, 11-ое место занял из 24. За пару сезонов. С Кемерово зону выиграл. 4 года проработал в Норильске. Ни до, ни после меня там команды не было. Тренировал ещё Электросталь, недолго. Теперь вот Воронеж. Наверное, лебединая песня.
- Где в прошлом году был назван в десятке самых популярных личностей города.
- Было такое.
- Любопытно, с 65-летним Семыкиным "торпедовцы" Усть-Каменогорска добились бы такого успеха в чемпионате ВХЛ, какого достиг под руководством нашего земляка воронежский "Буран". Напомним, стал третьим по итогам чемпионата и серебряным медалистом в раскладе российского первенства. Причём, будучи дебютантом.
- Постарался бы и "Казцинк-Торпедо" поднять как можно выше, - вполне уверенно ответил Виктор Иванович. - Обидно, что родная мне некогда "Устинка", одна из самых именитых и заслуженных команд регионального хоккея советских, да и постсоветских времён, сегодня остаётся за бортом решающих сражений. Вроде бы потенциал достаточно серьёзный как по игрокам, так и по материально-техническому обеспечению. Именно после нелегких матчей с "Казцинк-Торпедо", особенно после второй игры, мы прониклись уверенностью, что сможем и в плей-офф на что-то претендовать.
- Ну так приглашали Семыкина принять "Казцинк-Торпедо"?
- Ни разу. Даже намёка не было. Но я уже не приеду. Меня всё устраивает в Воронеже. А года два назад наверняка бы поехал в родной Усть-Каменогорск. А так у меня сейчас собственный дом-коттедж в центре города. Дети, внуки, мать – всё вместе. Внука – два. У Евгения и Володи. Младший сын бизнесом занимается. Всё нормально.
- В Усть-Каменогорске кто-то из родни ещё живет?
- Брат жены. Уже пенсионер. Ну а друзей – полгорода. С кем не смог увидится в этот приезд – мой привет и пожелания – поддерживать большой хоккей в Усть-Каменогорске.
- А давай-ка вернёмся в твою далёкую юность. Ты сегодня из тех немногих, кто играл ещё на открытой коробке по улице Металлургов.
- Было дело. Я в 18 лет оказался в "Торпедо". В основном составе. Николай Иванович Коняхин (первый профессионал в истории "Торпедо") отдавал мне свою майку. Играли в мороз, до -43 доходило. Как раз "Локомотив", Питер тогда приезжали. Пучков под задницу клюшкой выгонял своих из раздевалки. Гусиным жиром ноги мазали, газетами обматывали.
- Сколько лет отыграл за "Торпедо"?
- До 36 лет выходил на лёд.
- Армейскую повинность где отбывал, на стороне в каком-нибудь СКА?
- Нет, дома. Проходил службу у Плохих, в ИУСе. В военизированной охране принял присягу. Разумеется, без каких-либо пауз в выступлениях за команду.
- В атаке 8-ой номер был неудержим по левому краю. Правда, в числе рекордсменов по части голов Виктора Семыкина не припомнить. Самый высокий личный снайперский показатель за сезон был каким?
- 23 заброшенных шайбы.
- Заканчивал игровую карьеру в роли играющего тренера. Вне хоккея дальнейшей жизни не представлял?
- Потому и поехал в Москву на учёбу в высшую тренерскую школу. Кстати, первым из усть-каменогорцев. Отучился на отлично, по возвращению домой сезон был помощником у Валентина Григорьева. А после его отъезда принял команду в качестве главного. Но и года не проработавши, вынужден был податься в Россию. Не по доброй воле, по инициативе коллектива.
- Не нашли общего языка?
- Не будем ворошить прошлого. Руководство поддержало в той ситуации хоккеистов, точнее отдельных опытных игроков, не принявших моих требований как молодого тренера. Может быть, и я тогда был в чём-то неправ. Но секретарь парткома завода Прохоров подписал приказ о моем увольнении.
- Могильникова помнишь?
- Что значит помнишь, я его в команду брал, когда был играющим тренером. Впервые поставили его на выезде в матчах с Ижевском, затем в Казани. Я один тогда с командой поехал из тренеров. И администратором, и массажистом, и врачом, и естественно, игроком. Там Серёжу и подключили за основу. 18 ему было.
- Почему о нём именно спросил. Нынешний сезон он начинал в качестве главного в "Казцинк-Торпедо". Два месяца возглавлял команду. Результат почему-то за это время получился плачевным. Команда не приняла якобы его тренерскую методу, то бишь самые именитые вроде бы. Разразилась неожиданная серия проигрышей, по словам Петровича, похожая на слив. На то, как когда-то примерно так же "торпедовцы" обошлись с Семыкиным. О чём Петрович неосторожно промолвился в неформальном, будем говорить, разговоре с игроками команды.
- В самом деле, было такое. После отъезда Григорьева в Москву. Но ребята в полном составе, человек 15-16 подошли ко мне и извинились. Было это в Югославии, где "торпедовцы" отдыхали командой в межсезонье. Здесь же и я проводил свой летний отпуск. В Воронеже уже работал. Пришли Набоков, Кузнецов, Горев, Кислицын, вся братия.
Более того, позже, когда я приезжал в Усть-Каменогорск с командой из Электростали, Игорь Кузнецов в аэропорт прикатил с дочкой. И ещё раз извинился за ту историю.
- В Усть-Каменогорске когда последний раз был?
- 9 лет назад. Приезжали с командой из Кемерово.
- Сегодняшние впечатления о родном городе.
- Всё лучше. Всё другое. Отличный дворец спорта, не побоюсь сказать, сказочный. Всё хорошо у вас.
- Бориса узнал на постаменте?
- Мельком увидел, когда приехали. Но хват его, уж точно. Просто молодцы, что увековечили своего земляка. Есть за что. Вы обязаны это были сделать. Понимаю, что могли быть противники этого, учитывая непростой характер Бориса. Наверняка таковые были, вороги. Но не они всё же диктуют, что нам делать.
- А ведь Семыкин когда-то возвратил Бориса в "Торпедо". Дал ему шанс вернуться в большой хоккей, когда он по воле обстоятельств вынужден был завершить свою звёздную карьеру и уже было занялся в Москве предпринимательством в автосервисе.
- Уговорил я Бориса вернуться домой. И не зря. Знаю, что он не один сезон ещё радовал своих земляков отменной игрой. Затем и с тренерством у него стало получаться по большому счёту. Что уж тут не сложилось у Бориса Викторовича с руководством, не мне судить, лишь скажу, что наши тренерские судьбы почти всегда на грани. У Бориса всё обернулось трагедией.
- Усть-каменогорские болельщики всё никак не могут смириться, что в КХЛ попал "Барыс".
- Начинать, конечно, нужно было с Усть-Каменогорска. А затем уже Астана. На мой взгляд. Был бы здесь в то время я, приложил бы максимум сил, чтобы "торпедовцы" прежде всего оказались в КХЛ. Хоккейные корни-то все в Усть-Каменогорске.
- Евгений-то что делает, сын твой старший? Сколько помню, вы всегда были неразлучны на хоккейных фронтах. Он и играл только под началом отца и на тренерском мостике всегда с батяней.
- Сейчас тем более. Сегодня помогает мне по команде в качестве второго. Достаточно хороший тренер. Разбирается во всём вполне профессионально. Уже, может быть, и созрел для более серьезной работы
- То есть "Буран" будет кому оставить.
- Совсем не обязательно. Не будем опережать события.
- Батура где, ещё один усть-каменогорец, с кем тоже вы неизменно были единым тренерским тандемом где бы ни работали?
- На пенсии уже. Часто бываем друг у друга. На даче регулярно у него паримся.
- В Воронеже ещё один из бывших "торпедовских" функционеров Михаил Новиков.
- Видимся с ним, но не часто. Он работает в администрации дворца спорта. Кажется, одним из замов. Ледовая арена принадлежит городу, которую клуб вынужден пока арендовать, к сожалению. Всё раздельно на сегодняшний день – команда, дворец, хоккейная школа. Придёт время, надеюсь, очень скоро, когда всё будет под ведомом профессионального хоккейного клуба
- Тогда и о КХЛ разговор поведёте, надо полагать.
- Сегодня, конечно, быть такого не может. Дворец новый нужно построить, да если сама команда не сбавит оборотов. А сейчас рановато заикаться о КХЛ. Затравили людей на одном уровне. На следующий год будем биться не за попадание в плей-офф, а за сам Кубок поведём борьбу. Надеюсь и уверен в этом.
- Что такое сегодняшняя Высшая хоккейная лига, для тебя, всю жизнь посвятившего работе с командами регионального уровня?
- Очень добавила. Команды значительно крепче по мастерству, по отношению к делу, если хотите. По организации вообще ушли далеко вперёд, семимильными шагами. Вопросов никаких. Всё отлично. А накал борьбы какой. Соперничество. Люди радуются на трибунах, балдеют от такого хоккея. За попадание в плей-офф просто война идёт. Уверен, что дальше будет ещё лучше. Пацаны растут в МХЛ, поддавливают старичков. Всё будет интереснее. Но я уже не буду работать.
- С Европы фактически нету легионеров, тем более из-за океана, или возбраняется?
- Только по вратарям. А полевых можно брать пять человек. Я постараюсь взять на будущий год. Ибо задачи будем ставить другие, чем в нынешнем дебютном сезоне. Я не шабашник, я тренер.
- На пресс-конференциях, судя по отчётам на сайте, Виктор Иванович большой дипломат в оценках игры своих хоккеистов, соперников. Никогда не услышишь резких слов.
- Это уже от опыта. Зачем друг другу кровь портить. Ну а в жизни всё было: и конфликтные ситуации, стрессовые моменты. За сердце приходилось хвататься. Всё прошел. Извлёк, как говорится, уроки.
- Тулеев не позванивает, чтобы хоккей возродить в Кемерово? Поди плотно общался с ним, когда "Энергию" тренировал.
- Бывало. Но на близкой ноге я всегда с теми, кто даёт деньги на команду. Там это был Михайлов Сергей Михайлович. Главный энергетик Кемеровской области. С ним в теннис играли, в бане парились, в бассейне плавали. И команда была на плаву. Его переместили. И в одночасье команды по хоккею с шайбой в Кемерово не стало. Жалко.
- Липецк не зовёт обратно? Они возвращаются в ВХЛ.
- Каждый год собираются. Но нам и в Воронеже неплохо. А в Липецке я дважды работал с командой. Первый раз четыре года. Тогда мы с нуля вывели команду в Суперлигу. Второй раз пять лет тренировал Липецк, после Кемерово.
- Вы дважды обыграли "торпедовцев" в этом году.
- Обе победы дались тяжело, особенно в гостях. В Усть-Каменогорск мы прибыли, фактически решив проблему с попаданием в плей-офф. Потому нелегко было настроиться на бой с "торпедовцами". Но команда всё же собралась, показала характер мужицкий. Ну и повезло немножко.
И одолели крепкого соперника, команду земляков, уважаемую как минимум мною уж точно, чему я, безусловно, был рад. Ибо не слишком-то рассчитывал на успех. Как и в первой встрече с "торпедовцами" у нас в Воронеже. Мы вели со счетом 4-1, затем позволили сократить до одной шайбы, но ваши ребята не смогли сравняться, упустив стопроцентный голевой момент. Кто был сильнее и там, и здесь, не берусь с уверенностью сказать, потому что вашу команду фактически я не знаю
- "Буран" одна из самых возрастных команд.
- Будет самая молодая в ближайшее время.
- С одним из самых ветеранистых тренеров. В ВХЛ уж точно.
- Намёк понял. Есть проблемы. Слава богу, я не толстый. Утром встаю ещё совсем свежий, как молодой. Иду в свой зал атлетизма. Тренажеров здесь на все случаи: велосипед, беговая дорожка, тут же сауна, бассейн небольшой. Всё под одной крышей. Передам команду, пробьёт мой час, всё равно из хоккея не уйду. Есть что и кому рассказать, показать, если хотите, чему-то поучить. Во благо воронежского хоккея. К сожалению, не усть-каменогорского.
Автор: Фёдор Павлов
источник: uka-hockey.kz