Более чем достойно прошли экзамен на хоккейную зрелость ученики Сергея Старыгина 1995 года рождения на юниорском чемпионате мира в польском Тыхы, завоевав золотые медали и добившись повышения в классе – из группы "В" в группу "А" первого дивизиона. Теперь эстафету принимают юниоры годом помладше.
- В первых матчах выиграли с большим перевесом. Это было вашей установкой выжимать максимум или же давали передышку лидерам в заключительным периодах?
- Нет, играли в четыре тройки и в семь защитников. Те матчи удавались и играли в полную силу. Это не тот уровень чтобы давать кому-то передышку, всего пять игр, они должны восстанавливаться. Мы и готовились к такому режиму.
- Сочетания, которые вы наигрывали во втором туре чемпионата Казахстана оставались неизменными?
- Меняли. Наигрывали три состава в большинстве, и в звене Кинстлера выпал в неравных составах Влад Хохулев, вместо Фисенко ставили Шестакова, вернув затем в первоначальный вид. В последних двух матчах в тройке с Михайлисом и Кинстлером играли либо Кошелев, либо Шестаков. То, что хотели, получилось: много шайб было заброшено с передач Семёна, и сам он отличился немалым количеством взятий ворот. Особенно в большинстве.
- Ваши ожидания от будущих соперников по чемпионату мира оправдались?
- Да, игры чемпионата – это другой уровень, другая психология, нужно цепляться в каждой игре за каждый момент. Нельзя давать себе слабинку. Ведь тут выходят играть в майке сборной, борются за честь своей страны, это немаловажный фактор.
- Можно сказать, что заключительный матч с японцами стал решающим?
- Главным был матч с хозяевами чемпионата поляками. Ведь победа позволяла им завоевать золото. Перед игрой качество льда сразу же изменилось, стало хуже. Объясню, у нас более техничная команда, чтобы выровнять силы, они пошли на это. Это моё мнение.
Во всех матчах лед был хорошего качества, а в этом просто безобразный. Пришлось встряхивать команду, так как видимо рано поверили в победу. Затем удаление Савицкого до конца игры. В третьем периоде удалили Кошелева. Чем это объяснить? Судьи точечно выбирали. Оставалось еще Михайлиса отправить на скамейку штрафников. Перешли на игру в три состава, а после удаления Кошелева последние пять минут играли в два состава. Молодцы, вытянули, проявив характер.
На матч с японцами вышли с хорошим настроем, первый период остался за нами – 4:1, по броскам 19:3. Нужно было сделать больший запас, они бы успокоились. Глупые шайбы пропустили, защитники стали ошибаться, может, сказался груз ответственности. Запас, созданный в стартовом периоде, нам помог.
- Как себя показали ребята, чьи кандидатуры были под вопросом? Тот же Сергей Стукалов.
- Сергей показал ту игру, которую мы от него требовали: силовую без излишней выдумки. Забивал нужные голы.
- А Гренц с Асетовым?
- Дима Гренц неплохо показал себя. Ставили его в некоторых матчах к Михайлису и Кинстлеру, когда переходили на игру в три состава. Алихан в напряженные моменты немного выпал, видимо, сказывается отсутствие международного опыта.
- Валерий Севидов сразу стал первым номером сборной?
- Да, у Юры Волосенко было очень мало игровой практики в этом сезоне. Поставили Юру на матч с корейцами, чтобы посмотреть его в деле. И пришли к выводу, что в следующих матчах в воротах будет играть Валера Севидов.
- Можно сказать, что победный чемпионат мира в Тыхы стал экзаменом для 95-го года, о котором так много говорили. На вас этот груз не давил?
- Для меня это был уже девятый чемпионат мира, поэтому давления не было. А вот для этого возраста, конечно же, было проверкой серьезной. Я еще перед чемпионатом сказал ребятам, цель одна – золото. Два года назад ставили задачу быть в тройке, как и год назад бороться за призовое место. Считаю, что на чемпионатах мира, тем более в этом дивизионе, должна ставиться одна задача – первое место. Год назад своим говорил: "Вы должны бороться за золото, никак иначе". Это был экзамен, который показал чему вы научились за эти десять лет.
- Да и для малышей, занимающихся хоккеем, 95-ый год стал неким ориентиром.
- Это же хорошо, когда для младших возрастов они становятся примером. Когда работал с 88-ым годом, трибуна всегда заполнялась. И ребята добивались хороших результатов.
- Можно сказать, что победа в Тыхы была достигнута на багаже, заложенном "Торпедо-95" и "Казахмысом" в юношеские годы?
- Конечно. Три года назад объединились в сборную и начали работать по тому же принципу, что и в тех странах, которые хотят добиваться результата. А именно три-четыре года прокручивают сборную команду в международных турнирах.
Повторюсь, чемпионат мира – это другой уровень, психология, и без международного опыта очень сложно.
- Да и судейство другое, что показал чемпионат мира в Польше?
- Не без этого. К примеру, в матче с Польшей было пять моментов, когда судья должен был их удалять. Дважды в большинстве мы им забрасывали. После удалений Савицкого и Кошелева вся команда завелась. Победили за счет характера, несмотря на такое судейство. У ребят эмоции после этой игры были более сильными. Гимн пели так громко, что весь дворец слышал, говорят даже здесь слышно было.
- Как должна строиться подготовка сборной к чемпионату мира?
- Когда в 1998 году вернулись с молодежного чемпионата мира, оставшись в элите, где я помогал Владимиру Беляеву, мы сразу же сказали в федерации: "Если хотим остаться топ-дивизионе, нужно готовить сборную через несколько турниров уровня сборных". Играть именно против сборных команд.
Это другая психология, люди играют за страну. А когда приезжаешь в Россию, в тот же Омск, там всё делают, чтобы нас обыграть. Это не тот уровень. Не зря же для сборных проводят разные турниры. Мы же в этот раз готовились за полторы месяца до поездки. И надо было за это время вывести их хотя бы на прошлогодний уровень.
- У Казахстана есть шансы выступать на престижных юниорских турнирах, к примеру, в Мемориале Ивана Глинки?
- Когда мы с "Торпедо-95" начали впервые ездить в Европу, к нам сначала присмаривались, что мы из себя представляем. А затем уже сами ставили условие: будем играть в турнирах только с участием команд экстра-лиги. В том числе и по старшим возрастам, куда нас принимали с удовольствием, то есть право участвовать в том же Мемориале Ивана Глинки нужно сначала заслужить. Поэтому надо играть, быть на виду. Это большие финансовые расходы.
- "Торпедо-95" показало пример, сейчас другие команды ВКО СДЮШОР потихонечку выбираются за пределы Сибири и Дальнего Востока. "Торпедо-98" проверило себя в Словакии, 2003-ий год после Москвы отправился в Минск.
- Я всегда говорил, и буду говорить, что надо ездить, играть. С 88-ым годом мы каждый год ездили зарубеж. Благо, что в "Торпедо-95" мне помогали, создавали условия, и можно было строить работу как в команде мастеров. Если в каждом возрасте школы будут такие условия, то люди не будут уезжать в Астану или в тот же Павлодар.
- Поговорим о "торпедовском" фарме. Вы остаетесь в команде?
- Пока работаем. У старших ребят закончились контракты. Им сделано предложение от других отечественных клубов. Им в силу возраста нужно уже выходить на другой уровень. Планируем привлечь к сборам хоккеистов 1996-97 годов рождения, команда омолодиться, то есть уровня МХЛ. Пока неизвестно, где будем играть, хотя, скорее всего, в чемпионате Казахстана. С МХЛ пока неясно. Будем ждать.
Автор: Ернур Саудегеров (газета "Контакт спорт")
источник: uka-hockey.kz