Одним из многочисленных новичков, пополнивших «Казцинк-Торпедо» в межсезонье стал Игорь Валеев, в бытность игроком клубов российской «вышки» не раз противостоявший «Устинке». Воспитанник знаменитой челябинской кузницы хоккейных кадров Игорь Валеев имеет опыт выступления и за океаном. Причем начиналась хоккейная судьба нашего сегодняшнего героя в одной раздевалке с Данисом Зариповым.
Жесткий на льду, Игорь оказался приятным, интересным собеседником и о своей хоккейной судьбе и не только о ней Игорь рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.
- На сайте «Сент Луиз Блюз» местом вашего рождения значится Челябинск.
- Родом я из города Снежинска, который находится в ста километрах от Челябинска. Именно оттуда перебрался в Челябинск, в хоккейную школу «Трактора», куда меня пригласили.
- Занимались в одной команде с Данисом Зариповым?
- Да, мы вместе занимались и потом уже уехали в Северную Америку. Данис затем вернулся в Россию, а я продолжил свое выступление в тамошних лигах. В целом провел заграницей семь лет.
- Удалось ли вам принять участие в международном турнире, который прошел в Усть-Каменогорске в 1992 году, куда прибыли и челябинцы 1981 года рождения?
- Нет, я приехал в Челябинск годом позже. Хотя потом ребята мне рассказывали об этом турнире. К тому же, в Усть-Каменогорске тогда была очень хорошая команда нашего возраста, они потом уехали в Омск, выступал вместе с ними и в сборной, и в чемпионате противостояли друг другу.
- В юношестве вас сразу определили в нападение?
- Это произошло сразу, еще в детстве стал играть впереди. Хотя были случаи, когда из-за нехватки защитников тренеры ставили в защиту, но, на пару матчей. А потом продолжал играть на привычной позиции.
- Вашему новому одноклубнику Евгению Штайгеру в детстве запомнился матч в Темиртау, когда его команда, проигрывая 1:7, сумела переломить ситуацию и вырвать победу 8:7. Подобное вспомнить можете?
- Да, Женя рассказывал об этом! Как-то во время Всероссийского финала мы встречались с Ярославлем. После второго периода уступали им со счетом 1:4. Однако, нам удалось одержать победу – 5:4. Как следствие заняли первое место! Это, конечно, запомнилось! Затем в фарм-клубе мы играли против лидера, шедшего на первом месте. Перед третьим периодом на табло горели цифры 1:6. В третьем периоде нашей команде удалось забить шесть шайб! В итоге – 7:6 в нашу пользу!
- Как проходил переход из юношей в мастера, ведь не секрет, что это самый трудный этап, на котором большой риск потеряться?
- В семнадцатилетнем возрасте я уехал в Канаду, в одну из их лиг. Провел там три года, после чего был задрафтован клубом НХЛ «Сент Луиз Блюз». Я подписал контракт, и перешел в профессионалы. Скажем так, всё прошло таким образом, что я и ничего не заметил.
- Можно сказать, что выступление в Северной Америке было вашей мечтой?
- Нет, я мечтал играть в «Тракторе», но, ситуация сложилась так, что Зарипова, Панова и меня агент пригласил в Северную Америку, тогда как раз в стране была сложная экономическая ситуация. Агент сказал, что, выступая в юниорской лиге, легче будет попасть на драфт НХЛ. Почувствовав заодно на себе жесткий стиль игры. Не жалею о проведенном там времени.
- Вы уехали за океан в юном возрасте. Родители отпускали с опаской?
- Не могу так сказать, не боялись отпускать. Еще в тринадцатилетнем возрасте я один приехал в Челябинск, жил во Дворце, став первооткрываетелем (Улыбается). Выделили комнату, дали плитку, телевизор, сам себе готовил. Поэтому в семнадцать лет был готов к этому. Мама наоборот была рада, что сын едет в Северную Америку.
- Какими были ваши первые впечатления, учитывая, как размер площадки, так и игровой стиль?
- Менталитет другой у канадцев, а так в принципе освоился. Там хоккей более жесткий, прямолинейный. Поначалу было трудновато. Сначала выступали в одной команде с Данисом Зариповым, затем он перешел в другую.
- Пришлось интенсивно взяться за изучение английского?
- Да, ходили в школу, учили английский. На дому занимались с учителями дополнительно. Хотя сама жизнь заставила быстрее освоить язык, в быту в том числе.
- По какой причине часто приходилось менять клубную прописку в Северной Америке?
- Иногда обменивали игроков. Были случаи когда, получив травму, не играл, и затем агент предлагал другие варианты после восстановления.
- В сезоне 2000-01 вы набрали 77 очков, защищая цвета «North Bay Centennial», и выбраны на драфте «Блюзменами».
- Тренер ставил в первую тройку, игрового времени было много, что сказалось на результативности. На процедуру драфта не ездил, там мои интересы представлял агент. Он позвонил мне и сообщил, что меня выбрал «Сент Луиз» в четвертом раунде. Клуб предложил контракт, и я согласился с его условиями, подписал. Таким образом, начал выступать в их фарм-клубе.
- В тренировочных сборах «Сент Луиза» удалось поучаствовать?
- Принимал участие, в том числе, в выставочных матчах против «Даллас Старз» и «Чикаго Блэк Хокс». К примеру, в Далласе играли при двадцатитысячной аудитории! Это, конечно, впечатляет! Хотя и на матчах юниорских лиг собиралось иногда и десять тысяч зрителей. Но, поддержка в НХЛ на другом, более высоком уровне. Там народ болен хоккеем.
- В «Worcester Ice Cats» в течение трех сезонов выступали нестабильно, с чем это связано?
- В первом сезоне сыграл 29 игр, получил травму, и я не мог играть в течение восьми месяцев. Зато в следующем сезоне в моем активе было семьдесят две игры.
- После семи лет за океаном решили вернуться домой.
- Шансов попасть в НХЛ не было, тем более объявили локаут. И тут возник вариант с Новосибирском, где предложили хорошие условия. Правда, в составе «Сибири» сыграл всего в десяти матчах, сломал ногу, сделали операцию. Пришел новый тренер, я еще не набрал форму, времени не было, и я уехал домой в Челябинск, а оттуда в Екатеринбург.
- В составе «Автомобилиста» противостояли и своей нынешней команде. Чем запомнились хоккейные баталии с «Торпедо»?
- Я приезжал в Усть-Каменогорск и в составе «Газовика». Здесь болельщики ярые, любят хоккей, свою команду. Болеют очень душевно, что понравилось. Игры носили бескомпромиссный характер, складывались упорно. В «Казцинк-Торпедо» тогда выступал Александр Корешков. Хорошая, техничная команда.
- После Тюмени закрепились в пермском «Молоте». Как можете охарактеризовать «пермский» этап своей карьеры?
- В первом моем сезоне выступили не совсем удачно, зато в следующем – завоевали бронзовые медали. Прошлый сезон считаю, был неудачным, задача ставилась более высокая.
- Начав его в свитере «Молота» заканчивали уже в Темиртау. Как возник вариант с «Арыстаном»?
- Я знаком с Дмитрием Крамаренко, тренером «Арыстана», он и пригласил меня в Темиртау. Нисколько не жалею: у нас был хороший коллектив, тренерский штаб.
Летом созвонились с Олегом Владимировичем Болякиным, и теперь я в «Казцинк-Торпедо».
- Сборы для спортсменов всегда проходят тяжело. Недавно прошедшие в Латвии – не исключение?
- В Латвии много работали, занимались и общефизической подготовкой, рядом море. Сыграли два спарринга с «Металлургом». Считаю, что сборы прошли хорошо.
- Затем «Казцинк-Торпедо» приняло участие в Кубке президента. Уже были наслышаны о принципиальном противостоянии «Торпедо» и «Барыса»?
- Да, ребята рассказывали об этом, можно сказать казахстанское дерби. В матче с «Барысом» в третьем периоде прибавили, хотя класс соперника всё же сказался. Прибавляли по ходу турнира, неплохо смотрелись с «Югрой», а «Амур» переиграли. В той встрече выполнили установку тренера, тактически грамотно сыграли, Огурешников здорово нас выручал.
В матче за третье место удаления не позволили добиться положительного результата. Турнир показал, что можно играть на равных и с командами КХЛ уровня «Югры» и «Амура». Просто нужно быть более уверенным в своих силах, играть пожестче где-то.
- В матче с «Амуром» вы сошлись в кулачном бою с Сергеем Перетягиным.
- Наверное, и эмоции захлестывали. Они начали грубить, и я не мог позволить давать в обиду своих. После игры, конечно же, пожали друг другу руки.
- В Усть-Каменогорске освоились?
- Да, хороший город. Могу отметить ваши заводы и «свежий» воздух (смеется). В клубе меня всё устраивает. Сейчас полетим в Курган, где примем участие в турнире. Думаю, что мы выступим там достойно. Ребята мастеровитые, опытные, которые могут решать высокие задачи.
- На тренировках вы играете в тройке Касаткина вместе с Шином. Быстро ли удалось найти общий язык на льду?
- На тренировках тренеры наигрывают нас в таком сочетании. Турнир в Кургане покажет наше взаимодействие, а пока, на тренировках вроде получается.
- Задачу на сезон перед собой поставили?
- Конечно, главное – приносить пользу своей команде, хотелось бы больше десяти шайб забить, набрать хотя бы тридцать очков. Надо доказывать свою состоятельность, чтобы болельщики остались довольны игрой и результатами.
- Игорь, несколько слов о вашей нехоккейной жизни.
- У меня есть семья: жена Ольга и сын Макар. Женат уже более пяти лет, сыну в октябре три года должно исполниться. Но, уже сейчас бегает по квартире с клюшкой в руках (Улыбается). Подрастет – поставлю обязательно на коньки!
- У хоккеистов как впрочем, и у многих профессиональных спортсменов дефицит свободного времени. Как вы его проводите?
- Ничего особенного: смотрю телевизор, читаю книги. Сейчас читаю «WikiLeaks» про хакера, который разблокировал сайт Пентагона и выложил секретные документы. Очень интересная и поучительная книга. Определенных предпочтений в музыке нет, слушаю разные композиции. Иногда играю в игры на Iphone.
- Северной Америке принято разыгрывать своих одноклубников. В Усть-Каменогорске уже успели над кем-нибудь «пошутить»?
- (Смеется) Нет, как в Канаде не разыгрываем! Сейчас не до шуток, нужно к сезону готовиться.
- Игорь, ваши пожелания болельщикам и читателям нашей газеты.
- Хотелось бы, чтобы болельщики приходили на матчи, болели за «Казцинк-Торпедо» и в минуты победы и в неудачные моменты! Думаю, что нас ждет интересный сезон.
Ернур Саудегеров