Федерация хоккея оказалась гораздо решительнее других спортивных организаций, в которых годами держат тренеров-неудачников, не решаясь их уволить. Стоило Андрею Шаянову и его помощникам провалить майский чемпионат мира, как в начале июня Исполком ФХРК отправил их в отставку. К сожалению, наставник сборной, еще в прошлом августе шутивший на тему увольнения крылатой фразой «Не бойтесь, что вас уволят, вас всё равно уволят», от комментариев отказался.
А вот генеральный директор федерации Юрий Зверев объяснил 2b.kz, почему от услуг Шаянова решено отказаться.
— Решение исполкома уже озвучено: Андрей Шаянов уволен с поста главного тренера сборной страны. Останется ли он в «Барысе», Юрий Николаевич?
— Выступление сборной на чемпионате мира признано неудовлетворительным, поэтому тренерский штаб отправлен в отставку. А по «Барысу» решения должен принимать сам клуб, а не федерация хоккея. Если там захотят оставить Шаянова, он продолжит работу. Если решат уволить — значит, уволят. Пока Шаянов освобожден от должности главного тренера сборной. А в «Барысе» есть президент клуба, есть попечительский совет. Они определяют, кто должен работать в клубе.
— Говорят, на исполкоме решили, что следующим тренером должен стать иностранный специалист. Это окончательное решение?
— Нет, это было предложение одного из членов исполкома. Это не значит, что мы будем искать теперь только иностранца. Может быть, новым наставником сборной станет казахстанец. Может быть, россиянин. Я думаю, в течение лета мы рассмотрим кандидатуры, проведем переговоры и на следующем исполкоме уже утвердим нового главного тренера. Думаю, что соберемся перед сезоном — в конце августа или в начале сентября. Точных сроков пока нет. Но точно перед сезоном.
— Исполком оценил выступление сборной термином «неудовлетворительное». А как его оценивает президент федерации Аскар Мамин — как трагедию, катастрофу или рабочий момент?
— Никакой трагедии не произошло, но и хорошего мало. Я думаю, тут лучше подойдет слово «провал». Именно такую оценку дал исполком игре сборной. Поэтому тренера и освободили. Мне кажется, тут двух мнений быть не может.
— Почему, на ваш взгляд, произошел провал? Ведь сборной создали все условия для подготовки.
— Там был ряд тренерских ошибок. Шаянов их озвучил и признал. Не хочу сейчас все пересказывать и углубляться. А федерация действительно сделала все, о чем просил тренерский штаб сборной. Все сделали до мелочей. И к работе федерации никаких претензий нет. Мы, конечно, не думали, что команда так сыграет. Это очень горький опыт.
— Говорят, даже внутри Европы сборная летала на чартерах, хотя можно было передвигаться на поезде или автобусе. Это правда?
— Да, у нас был мини-сбор в Италии, оттуда до Германии, где мы базировались на чемпионате мира, ехать на автобусе часов 12. Но было принято решение лететь на самолете. Нас попросили — мы заказали перелет, пошли на такие расходы. Это было сделано, чтобы хоккеисты не устали в дороге. Вообще я считаю, что мы сделали абсолютно все и даже больше, чтобы команда чувствовала себя комфортно и думала только о хоккее. Так что тут налицо тренерские просчеты. По всей видимости, были допущены ошибки в подготовке к чемпионату и тактических действиях. Плюс команда испытала стресс, психологический надлом. В матче с белорусами вели 2:0 и проиграли 2:5. Потом было кошмарное поражение от американцев со счетом 0:10. Думаю, это додавило ребят и они уже не смогли прийти в себя. И по уровню игры мы заметно уступали соперникам — России, Словакии, США. С Белоруссией можно было играть. А итальянцев и французов надо было обыграть.
— На чемпионате мира произошел конфликт между тренером сборной Александром Ахцигером и казахстанским журналистом Максимом Карташовым. Свидетелями их перепалки стали корреспонденты «Советского спорта», после чего история стала достоянием общественности. Исполком не рассматривал этот инцидент на своем заседании?
— Нет, не рассматривали. Там больше ажиотажа нагнали. Все было намного спокойней и проще. Драки между ними точно не было. У нас часто так бывает — нагнетают ажиотаж вокруг какой-то мелочи, пытаются раздуть скандал… Кто-то кому-то что-то сказал. Я, правда, при этом не присутствовал, комментировать не могу, как там на самом деле было. Исполком этот вопрос не рассматривал — мы считаем, что это просто ажиотаж нагнали, ничего серьезного.
Автор: Михаил Козачков (2b.kz)