Астана и Алматы претендуют на проведение чемпионата мира 2027 года. Каковы шансы двух крупнейших городов Казахстана организовать такой грандиозный хоккейный праздник и даст ли турнир импульс развитию нашего хоккея?
Официальный визит президента ИИХФ Люка Тардифа и его встреча с главой государства с Касым-Жомартом Токаевым совпал с заявкой Астаны и Алматы на проведение чемпионата мира 2027 года. По словам руководителя Международной федерации хоккея, руководство страны проявило заинтересованность и вовлечённость в сотрудничестве в проведении такого масштабного международного турнира. Алматы и Астана - два динамично развивающихся города с высококлассными ледовыми комплексами, готовые принять большую семью ИИХФ.
В мае следующего года на Конгрессе ИИХФ будет определён хозяин чемпионата мира 2027 года. Помимо Казахстана заявки подали Германия и Норвегия. Немцы принимали мировое первенство восемь раз. В 2010 году матч турнира такого ранга состоялся на футбольном стадионе в Гельзенкирхене. Последний раз Германия проводила чемпионат мира по хоккею в 2017 году совместно с Францией.
Норвегия принимала топ-дивизион дважды - в 1958 и 1999 годах. При этом норвежцы планируют строительство новых спортивных арен в Беруме и Тронхейме.
Стоит отметить, что ещё ни разу азиатская страна не принимала чемпионат мира среди сильнейших сборных. В основном мировой форум проводят в европейских странах, где интерес к данному турниру выше, чем в Северной Америке. А нынешняя международная обстановка больше сузила круг претендентов.
Уроки первого дивизиона
Наша страна ни разу не проводила хоккейный турнир такого масштаба. Ещё при швейцарце Рене Фазеле постсоветские страны всегда получали крупные турниры, и экс-президент ИИХФ положительно оценивал уровень организации. Примечательно, что нынешний глава ИИХФ Люк Тардиф посетил Астану в 2019 году и выступал с поздравительной речью перед матчем Казахстан - Словения в рамках чемпионата мира в первом дивизионе. Напомним, что тогда казахстанцы выиграли в стартовом матче и стали победителями турнира.
К слову, тогда у организаторов возникли сложности с той же атрибутикой и афишами в связи с тем, что незадолго до турнира столица была переименована. Возможно, поэтому домашний чемпионат мира не собирал полные трибуны, особенно на матчах сборной Казахстана, ведь на улицах столицы не было масштабной рекламы. И переименование главного города страны повлиял на это самым прямым образом.
Журналисты, работавшие на том турнире, могут отметить, что и в медиа-центре всё было достаточно скромно, хотя была уникальная возможность показать иностранным журналистам самобытность и колорит той же казахской кухни. А европейские журналисты, освещающие топ-дивизион, уже привыкли к определённым высоким международным стандартам, и есть риск, что вновь возникнут организационные проблемы. В 2019 году журналисты теснились в не самой просторной микст-зоне "Барыс-Арены". А в элитном дивизионе журналистов намного больше. Эти уроки и недочёты нужно учесть.
Пиво на аренах или кумыс?
Продажа пива на спортивных аренах в Казахстане запрещено законодательно, а этот пенистый напиток является неплохой статьёй дохода у организаторов. Как будет решаться вопрос с разрешением продажи пива во время чемпионата мира в случае победы Астаны и Алматы? В 2019 году в Астане пиво было в продаже лишь в фан-зоне.
Легионеры "Барыса" уже знают о пользе кумыса и этот популярный в нашей стране напиток мог бы стать настоящим брендом. Три года назад в фан-зоне были установлены юрты, показывавшие национальный колорит казахского народа, но тогда не повезло с погодой. Спустя несколько дней выпал снег и пару-тройку дней держалась довольно низкая для мая температура воздуха.
В случае выбора Астаны и Алматы следовало бы более серьёзно подойти к мероприятиям в фан-зонах и внутри ледовых арен, ярко демонстрируя своеобразие культуры и быта нашего народа.
Впервые в Азии?
Если в мае следующего года на Конгрессе ИИХФ выбор будет сделан в пользу Казахстана, то наша страна станет первой азиатской страной, которая примет чемпионат мира среди сборных элитного дивизиона. Германия и Норвегия имеют очевидные преимущества: географическая близость, логистика, более привлекательная инфраструктура для болельщиков, организационный опыт в проведении крупных спортивных турниров. Казахстан пока выглядит "тёмной лошадкой" в этой гонке, но есть несколько аргументов в пользу нашей страны.
ИИХФ нужно расширять хоккейную географию, и Азия выглядит перспективным направлением. Чемпионат мира среди сборных топ-дивизиона повысит интерес к хоккею в странах Центральной Азии, возможно и в Китае.
"Барыс-Арена" - одна из лучших и вместительных в КХЛ, а матчи "Барыса" в Алматы собирали аншлаги, а значит, в южной столице матчи сильнейших сборных соберут большую аудиторию при грамотной раскрутке турнира. А европейские страны редко собирают полные трибуны, особенно на групповом этапе, что показал недавний чемпионат мира в Хельсинки и Тампере.
Элитный дивизион - это шанс для нашего хоккея пересмотреть всю систему начиная с детско-юношеского и взяться за более качественную подготовку резерва, обучение детских тренеров. За четыре года можно провести немало международных детских турниров, посвящённых предстоящему чемпионату мира и значительно расширить аудиторию хоккея. Очевидно, что сейчас интерес к хоккею на постсоветском пространстве падает, а это большой рынок для ИИХФ и чиновники этой организации наверняка терять его не хотят. Шансы у Казахстана всё же есть. Но ждать до мая 2023 года не стоит. Пора уже сейчас взяться всерьёз за сборную Казахстана, в которой пока даже нет главного тренера.
Автор: Еркебұлан Құрман